Ознакомление детей старшей группы с домашними животными и дикими зверями

Содержание программы. По программе требуется знакомить детей с домашними животными, не распространенными в данной местности (верблюд, олень, осел ― их внешний вид, повадки, пол

Ознакомление детей с природой » Знакомство детей с животными Ознакомление детей старшей группы с домашними животными и дикими зверями Содержание программы. По программе требуется знакомить детей с домашними животными, не распространенными в данной местности (верблюд, олень, осел ― их внешний вид, повадки, польза, приносимая людям), расширять представления детей о диких зверях (волк, еж, заяц, лиса, медведь ― место обитания, способ добывания пищи).

При рассматривании животных надо научить детей различать и правильно называть части тела (голова, спина, живот, ноги, лапы, крылья, глаза, уши и др.), подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей за-i висит характер передвижения (волк бегает, заяц прыгает). Детей знакомят с уходом за домашними животными, приучают заботливо относиться к животным в уголке природы, кормить их, устанавливают связи между уходом за животными и их состоянием.

Ознакомление детей с домашними и дикими животными. В старшей группе продолжается обогащение представлений детей о местных домашних животных. Осуществляется оно в процессе наблюдений детей за животными на занятиях, во время работы в уголке природы, на экскурсиях в птичник, крольчатник, на пастбище. В городских условиях проведение экскурсий не всегда возможно, в этих случаях работа строится на рассматривании картин.

Разберем в качестве примера работу с картиной «Овцы с ягнятами» из серии «Домашние животные». Лучшим приемом использования этой картины является показ и описание ее воспитателем, который обращает внимание детей на характерные признаки этих животных. (У овцы и барана густая завитая шерсть; у барана на голове рога, они загнуты вниз. У овцы, барана и ягнят имеются копыта. Овцы пасутся на лугу, щиплют траву. Вдали видна овцеферма, где овцы живут.)

Образцом для описания может служить рассказ Е. Чарушина «Баран»: «Ух, какой круторогий да мягкий! Это хороший баран, не простой. У этого барана шерсть густая, волос тонкий-тонкий. Из его шерсти рукавицы вязать хорошо, фуфайки, чулки, носки, всю одежду можно соткать и валенки свалять. И все будет теплое-претеплое. А таких баранов в колхозе целое стадо».

Использование картины не исключается и в сельской местности. Но в этом случае рассказ воспитателя заменяется беседой, в которой внимание детей обращается на характерные признаки животных. Вот пример вопросов для такой беседы об овце: кто нарисован на картине? Что делают овцы, бараны, ягнята? Где пасут овец? Какая шерсть у барана, у овец? Что у овец на ногах, на голове? Что едят овцы? Кто сидит, на горке? Что пастух держит в руках? Где живут овцы? Какую пользу приносят овцы людям? Чем отличается овца от козы?

После беседы можно загадать загадку: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан».

Детей старших групп впервые знакомят с домашними животными, которые не распространены в данной местности (верблюд, осел, олень). Наблюдение над ними может быть осуществлено во время экскурсий в зоопарк, так же как и над дикими зверями.

Показывают первые 20 кадров, на которых изображены медведь, волк, лиса и заяц в естественных условиях их жизни зимой. Показ сопровождают чтением текста диафильма. Затем демонстрацию повторяют и проводят беседу с детьми по каждому кадру в отдельности.

Для первоначального ознакомления детей с дикими животными, непосредственное наблюдение над которыми невозможно, используют серию картин «Дикие звери», по которым воспитатель проводит беседы.

Беседа о белке (примерный конспект занятия)
Программное содержание. Закрепить и уточнить знания детей о белке, о ее внешнем виде, повадках, о том, как .готовится белка к зиме.

Предварительная работа и подготовка к занятию. На прогулках в парке дети видели белок, кормили их; детям читали рассказы о белке; они разучивали стихотворения. К занятию подобрана картина «Белки».

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картину.
Воспитатель (обращаясь к детям с вопросами). Скажите, дети, кого вы видите на этой картине. Что белочки делают? Какого цвета шубка у белок? Как вы думаете, почему на картине нарисованы белки в серых шубках?

Наступила зима, стало холодно, белки полиняли, у них вырос теплый мягкий пушок ― подшерсток, а шубка стала красивого серо-голубого цвета. А зачем белке зимой нужна такая шубка? Зимой на белом снегу белка в рыжей шубке будет далеко видна ее врагам, а в серо-голубой шубке ее не увидят. Кроме того, рыжая шубка у белки не такая теплая, она летняя, а серая ― теплая, теперь белка и зимой не замерзнет.

Посмотрите еще раз на картину. Что вы видите на сучках? Как вы думаете, почему на сучках висят грибы? Кто их развесил? А что еще белка запасает на зиму? Чем еще она питается зимой?

Верно вы заметили. Белка сидит на ветке, хвостик распушила, а в лапках держит шишку. В шишках она находит вкусные семена. Шишки― основной корм белок зимой. Если шишек в лесу много, белкам живется хорошо, сытно, а если в лесу неурожай шишек, то белки спускаются на землю, уходят из своего родного леса, чтобы найти такой, в котором много шишек.

А кто из вас видел живую белку? Расскажите, где вы видели белку. Какая она? Вспомните, какие мы учили стихи про белку.
Дети рассказывают о белке и читают стихи о ней.

Для упражнения детей в узнавании, назывании и описании зверей проводят игру «Узнай, кто это». Воспитатель раздает детям картинки с изображением знакомых им зверей (одно и то же животное может быть у нескольких детей) и описывает их или загадывает загадки, например: «Летом ― серый, зимой ― белый, короткий хвост, живет в лесу, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?» Дети отгадывают, потом сами по очереди описывают различных животных или загадывают о них загадки, а другие дети отгадывают и называют животное.

Уход за животными. Если в детском саду держат кошку, собаку, кур, уток, детей привлекают к кормлению их и наблюдению за ними.

Под контролем воспитателя дежурные не только кормят животных, но и моют кормушки, вместе со взрослыми чистят клетки. Наблюдая в это время за животными, дети отмечают их повадки, устанавливают связь между уходом за ними и их состоянием.  
Читайте также:

  • Ознакомление детей средней группы с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей подготовительной к школе группы с домашними животными и …
  • Ознакомление детей раннего возраста с домашними животными и дикими зверями
  • Ознакомление детей младшей группы с домашними животными и дикими зверями
  • Экскурсии с детьми
  • Просмотрено: 3029 раз 2 марта 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий