Значение участка и его организация

Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,- это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если

Значение участка и его организацияЗемельный участок детского сада, особенно в городских условиях, это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу, весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

Организация участка. Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которой дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточной земельной площадью, для детей средней и старших групп организуют цветник, огород и сад.

Прежде чем приступить к озеленению, участок надо очистить от мусора и камней, измерить его и составить план размещения на нем растений для всех групп детского сада.

Участок обычно огораживают забором. Хорошо сделать живую изгородь, посадив деревья со смыкающимися кронами или кустарники в I3 ряда. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти. Посадками деревьев и кустарников можно отделить участки разных возрастных групп.

Для выращивания деревьев и кустарников требуется несколько лет. Хороший травостой также создается в течение не одного сезона. Удалять деревья и кустарники с участка можно только в том случае, если они затеняют здание детского сада, создают сырость или заражены какой-либо болезнью. Около беседок, теневых навесов и других построек сеют вьющиеся растения.

Место для огородных культур лучше выбирать открытое, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью.

Фруктовые деревья и ягодные кусты сажают на пологом склоне или ровном месте, где не скапливается вода.

Дорожки на участке должны быть широкими (12 м), чтобы дети не затаптывали растений. Пространство между клумбами в цветнике и грядками на огороде делают шириной 5060 см. На земельном участке должны быть помещения для содержания мелких домашних животных (кроликов, кур), скворечники и площадки с кормушками для наблюдения над прилетающими птицами.

Орудия труда. Для работы па земельном участке надо иметь сельскохозяйственный инвентарь, который должен по габаритам соответствовать возможностям детей. Лопаты и совки изготовляют из железа толщиной 12 мм, или из хорошей листовой стали толщиной 1 мм; ведра и лейки (с приподнятым дном) из тонкого оцинкованного железа или жести, окрашенной внутри и снаружи масляной краской. Носилки и тачки делают из тонких досок. На ручки лопат, грабель и совков идет хорошо высушенное дерево твердых пород, которое должно быть ровно и гладко выстрогано.

Сельскохозяйственный инвентарь после работы тщательно очищают от земли и убирают в сухое помещение (сарай, чулан). Лейки и ведра подвешивают здесь же на гвоздики. Лопаты помещают в специальную стойку, которую хорошо сделать на колесах.

Инвентарь для работы на участке:

  • лопата железная ручка должна доходить до подмышек ребенка, длина ее для старшей группы 75 см, для подготовительной к школе 80 см, железная пластинка 15X13 см;
  • грабли железные или деревянные длина ручки равняется росту ребенка: для детей старшей группы100 см, для подготовительной к школе110 см; длина гребенки 2022 см, количество зубьев в ней 79, длина их 57 см;
  • кошки те же, что употребляют взрослые; совочки длина лотка с ручкой 1620 см, лотка 810 см: метелка длина ручки в рост детей;
  • ведра и лейкидля детей младшей группы можно использовать игрушечные; для средней они должны иметь высоту 14 см, диаметры дна 10 и 14 см, вес с водой на 2/3 их объема 1000 г; для детей старшей и подготовительной к школе групп высота должна быть 16 см, диаметры 10 и 16 см, вес с водой на 2/з. объем 2000 г; длина платформы вместе с ручками 100110 см, платформа 20X30 или 25X35 см, высота бортиков 34 см. Нагрузка для детей старшей группы 3 кг, для подготовительной к школе 4 кг;
  • тачки длина вместе с ручкой 100110 см, расстояние между ручками 35 см, длина боковых стенок (крыльев) 3040 см, диаметр колеса 12 см;
  • этикетки фанерные дощечки с рисунками культур, величина2030 см; колышки 3050 см; мерные палочки длиной 25 см, с делениями через 5 см, различно окрашенными.

Примерное количество инвентаря на группу детей:

  • лопат 12,
  • носилок 46,
  • грабель 12,
  • тачек 45,
  • кошек и совочков 1520,
  • этикеток по числу
    культур,
  • метелок 810,
  • колышков 2030,
  • ведер12,
  • метровых линеек2,
  • леек 12,
  • веревки или шнура 40 м.
Развитие и воспитание дошкольников