Программное содержание. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить детей с новым видом ухода — удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора — в зависимости от размера растения). Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Ввести в словарь детей слова: удобрение (подкормка).
Подготовка к занятию. Воспитатель вместе с дежурными расставляет на столы растения (на каждого ребенка; за крупными будут ухаживать двое-трое детей), раздает инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки. На каждый стол ставят миску с водой, пульверизатор, ножницы, лейку. Недалеко от столов размещают таз и большую лейку. На столе воспитателя — пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полные и налитые до половины.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям завернуть рукава и сесть на свои места. Говорит: «Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать. (Дети перечисляют приемы и порядок ухода.) Чему вы недавно научились? (Рыхлить землю.) Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Почему такие палочки? (Чтобы не поранить корни.) Как нужно правильно рыхлить? Коля, иди покажи. (Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно.) Правильно Коля делает? Правильно, ближе к стеблю рыхлит неглубоко, а дальше от стебля — немного глубже. Как надо мыть растения? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с
мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки.) Для чего мы ухаживаем за растениями? (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.)»
Далее педагог просит посмотреть на растения, за которыми они ухаживают. Замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде? (У герани появились новые листья, у бальзамина — бутоны.)
«Сейчас начинается весна, — говорит воспитатель, — наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели, Их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с розовым порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение один раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых — до краев. После того как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмете у меня стаканчики с удобрением. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик: полный или с половиной жидкости (если растение большое — полный, для растения меньшего размера потребуется меньшее количество раствора). Когда польете удобрениями, поставьте стаканчики на место, уберите свои рабочие места, а растения унесите туда, где они стояли (кроме больших по размеру). Кто работает вдвоем, договоритесь, кто из вас что будет делать». Дети начинают работу.