Ознакомление дошкольников с природой зимой

Ознакомление с растениями в зимний период осуществляется на основе опытов, которые проводятся под руководством воспитателя. На занятиях закрепляют и уточняют представления детей о зависимост

Ознакомление с растениями в зимний период осуществляется на основе опытов, которые проводятся под руководством воспитателя. На занятиях закрепляют и уточняют представления детей о зависимости состояния растений от качества почвы, о потребности растений в почвенном питании, о способах удовлетворения этой потребности: подкормка, удобрение, пересадка в новую почву. Необходимо научить детей определять по состоянию растений (мелкие листья, тонкие, слабые стебли) степень удовлетворения их потребности в почвенном питании. Материалом к занятию служит овес, пророщен- ный в двух чашечках (в земле и песке), комнатные растения. Сначала воспитатель проводит обсуждение опыта с овсом, затем вместе с детьми рассматриваются комнатные растения и решается вопрос о необходимости их пересадки и подкормки.

Затем проводится беседа о потребности растений в свете и воде. Ставится задача закрепить и уточнить знания детей об общих потребностях всех растений в свете и воде, зависимости их состояния от удовлетворения этих потребностей, выявляется значение корней растения во впитывании влаги, а листьев — в поглощении света. Отобрав для занятия 2—3 комнатных растения, воспитатель учит детей способам ухода за ними, умению определять их состояние. Для наблюдения берут некоторые комнатные растения с признаками светового голодания. Вначале воспитатель беседует с детьми о потребности растений в свете, влаге. В заключение занятия проводится игра «Незнайка — цветовод». В игре дети приносят кукле Незнайке комнатные растения, просят совета, как вылечить растение, куда его поставить. Незнайка дает неверные советы. Дети исправляют ошибки Нейзнайки, объясняют их.

Для уточнения представлений детей о начале зимних явлений в природе проводится экскурсия в парк. Дети учатся распознавать деревья и кусты по веткам, коре, почкам, любуются зимним пейзажем.

Воспитатель обращает внимание на оголенную древесную рас- тительнось, прелые листья на земле; уменьшение числа птиц (улетели в дальние края); следует поискать в воздухе, на поверхности земли насекомых, которых видели в конце лета.

Выясняется, что насекомые исчезли. Тогда воспитатель предлагает поискать некоторых из них в местах зимовки: под корой, листьями (дети с интересом обнаруживают, как живые существа приспосабливаются к новым сезонным условиям — сильному похолоданию). Продолжая уточнять представления детей о начале зимних явлений в природе, воспитатель обращается к ним с предложением потрогать рукой землю — она холодная, твердая. В конце сезона проводится беседа о зиме.

Ознакомление с обитателями уголка природы зимой можно начать с беседы о золотых рыбках, за которыми дети наблюдали осенью. На этом занятии воспитатель закрепляет, уточняет представления детей об особенностях внешнего вида и поведения золотых рыбок. После беседы, в основу которой должно быть положено содержание наблюдений, проводимых ранее, воспитатель рассказывает о разведении золотых рыбок человеком, об их жизни в аквариумах, фонтанах1. Через некоторое время проводится занятие, на котором золотая рыбка сравнивается с карасем, обсуждаются различия внешнего вида рыб. Выясняется, что карась хорошо приспособлен к жизни в пруду: маскировочная окраска делает его незаметным для хищников, короткие плавники, удлиненное тело дают возможность быстро плавать. Совсем иные (декоративные) особенности золотой рыбки делают ее жизнь в естественном водоеме опасной и даже невозможной.

Помимо этих занятий
проводится беседа о домашних животных. Ее цель — формирование обобщенных представлений о домашних животных на основе характерных и существенных признаков. На занятии должны быть выставлены картины с изображением знакомых домашних животных. Воспитатель задает вопросы обо всех животных: где живут эти животные? Кто о них заботится? Как человек заботится о них? Какую они приносят пользу? В конце беседы воспитатель подводит итог — перечисляет признаки, по которым всех животных можно отнести к домашним.

Заключительная беседа проводится о зимующих птицах. Дети подкармливали птиц и наблюдали за ними. Теперь можно закрепить представления детей о внешнем облике, поведении зимующих птиц, уточнить, чем они питаются, почему их надо подкармливать. В беседе следует использовать картины из наглядного пособия С. А. Веретенниковой «Птицы».

Развитие и воспитание дошкольников
Добавить комментарий