Ознакомление детей младшей группы с природой осенью

Содержание программы. По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды (идет дождь, дует ветер, светит солнце), понимали связь между некоторыми явлениями (например, идет

По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды (идет дождь, дует ветер, светит солнце), понимали связь между некоторыми явлениями (например, идет дождь ― на земле лужи); отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья; узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу (морковь, огурец, лук, репа), по внешнему виду и вкусу; знали, какие овощи можно есть сырыми, какие ― вареными, а какие ― и сырыми, и вареными.

Во второй младшей группе дети должны знать, что листья на деревьях бывают зеленые и желтые. Желтые листья падают с дерева.

Дети второй группы приучаются к труду: в уголке живой природы они вместе с воспитателем кормят птиц и рыб, поливают растения, вытирают у них большие листья, а на земельном участке помогают взрослым в уборке (например, осенью собирают опавшие листья).

Наблюдения над погодой. В хороший, ясный день воспитатель привлекает внимание детей к погоде: тепло, светит солнце.
В один из ветреных дней детям второй младшей группы дают вертушки, играя с которыми дети могут наглядно представить, как дует ветер.
В дождливые дни, когда прогулка не проводится, можно организовать наблюдение за дождем. Детей размещают перед окном так, чтобы они не мешали друг другу. Воспитатель смотрит вместе с ними в окно и показывает струйки воды, стекающие по стеклу, лужи, которые образуются от дождя, обращает внимание на людей, идущих по улице в плащах и под зонтами.

Во время прогулки после дождя воспитатель обращает внимание детей на лужи, на то, что земля мокрая.

Осмотр клумбы с цветами. Ранней осенью воспитатель приводит группу на цветочную клумбу детского сада, чтобы выяснить представления детей о растениях (если это первая группа), научить различать цветки и листья, положить начало воспитанию бережного отношения к посадкам или продолжить его (если это вторая группа).

Воспитатель задает вопрос: «Что растет на клумбе?» Показывая на цветки и листья, спрашивает: «Что это?» Поручает детям самим отыскать и показать листья и цветки (красные, желтые). Для того чтобы дети воспринимали предметы не только при помощи зрения, они должны понюхать некоторые цветки (табака, флокса). Важно подчеркнуть, что цветки рассматриваемых растений красивы и хорошо пахнут.

Предупреждают детей, что бегать по клумбам и мять цветы нельзя, ходить можно только по дорожкам.

Для закрепления полученных представлений хорошо в этот или на следующий день подвести детей к другой клумбе, чтобы они показали цветок и лист, цветок красный и желтый, цветок, который хорошо пахнет.

Осмотр грядок на огороде имеет своей целью создать у детей представления об овощах (или восполнить их во второй группе). Он проводится такими же приемами, как и осмотр клумбы, но здесь больше возможностей для деятельности детей.

Выдергивая поочередно морковь, свеклу, луковицу и показывая их детям, воспитатель спрашивает: «Что это?» Затем следует дать поручения некоторым выдернуть то или иное овощное растение.

Дети второй группы могут принять участие в сборе урожая корнеплодов.

Упражнение в различении и назывании овощей и фруктов. После посещения огорода проводится игра «Угадай, что в мешочке» и игры с парными картинками, на которых изображены овощи и фрукты, употребляемые детьми в пищу.

Рассматривание деревьев. Для создания (в первой группе) и расширения (во второй группе) представлений детей о дереве надо, чтобы они рассмотрели его. Воспитатель выбирает на участке детского сада деревья с зелеными, желтыми и красными листьями. Показывая их детям, он говорит: «Посмотрите, какое красивое дерево у нас на участке, листья на ветках у него зеленые. Это тоже красивое дерево, только листья у него желтые (красные)».
После рассматривания деревьев проводится игра «Стань у дерева». Дети бегают по участку и по сигналу воспитателя должны стать у какого-нибудь дерева.
Чтобы дети получили правильное представление о листопаде, при повторном рассматривании дерева им задают вопросы: где листья? Какого они цвета? Затем воспитатель слегка трясет ветки и спрашивает: «Откуда падают листья? Куда они с дерева упали?» Эти вопросы помогают детям сделать вывод: «Желтые листья падают с дерева». В данном случае дети воспринимают одно из характерных явлений осени, но называть его словом «листопад» в младшей группе еще не надо.

Игры с листьями. На прогулке во время листопада воспитатель проводит с детьми игры с листьями для упражнения в различении и назывании цвета (красный, желтый) и определении их размеров (большие, маленькие).

Воспитание трудовых навыков. В уголке природы в младших группах детского сада надо иметь аквариум с карасем, карпом или золотой рыбкой и несколько комнатных растений, которые быстро растут, длительно цветут и имеют плотные листья (фикус, бальзамин, герань).

Чтобы приучить детей к наблюдениям над обитателями уголка природы и бережному отношению к ним, воспитатель проводит занятие «Наблюдение за рыбкой», ежедневно в их присутствии осматривает растения, поливает, кормит рыбок, поясняя, что он делает и как. Пример воспитателя оказывает на детей большое влияние. У них появляется желание сделать то же самое, они охотно выполняют небольшие поручения (поливают растения, протирают их листья, кормят рыб).

Желая познакомить детей с чем-нибудь, воспитатель привлекает их к совместному рассматриванию объекта и его качеств. «Смотрите,―говорит он,― какой гладкий блестящий лист у фикуса. Какие красивые у герани цветки. Они хорошо пахнут». Дети должны понюхать их.

Нельзя с самого начала требовать запоминания названий всех растений, имеющихся в комнате. Постоянно участвуя в уходе за ними, дети постепенно усваивают их названия.

На земельном участке воспитатель привлекает детей второй младшей группы к уборке ― вместе с ними собирает опавшие листья и уносит их в определенное место.

Развитие и воспитание дошкольников