По программе требуется, чтобы дети учились замечать состояние погоды (идет дождь, дует ветер, светит солнце), понимали связь между некоторыми явлениями (например, идет дождь ― на земле лужи); отличали деревья от трав, умели показать на растениях цветки и листья; узнавали овощи и фрукты, которые употребляют в пищу (морковь, огурец, лук, репа), по внешнему виду и вкусу; знали, какие овощи можно есть сырыми, какие ― вареными, а какие ― и сырыми, и вареными.
Во второй младшей группе дети должны знать, что листья на деревьях бывают зеленые и желтые. Желтые листья падают с дерева.
Дети второй группы приучаются к труду: в уголке живой природы они вместе с воспитателем кормят птиц и рыб, поливают растения, вытирают у них большие листья, а на земельном участке помогают взрослым в уборке (например, осенью собирают опавшие листья).
Наблюдения над погодой. В хороший, ясный день воспитатель привлекает внимание детей к погоде: тепло, светит солнце.
В один из ветреных дней детям второй младшей группы дают вертушки, играя с которыми дети могут наглядно представить, как дует ветер.
В дождливые дни, когда прогулка не проводится, можно организовать наблюдение за дождем. Детей размещают перед окном так, чтобы они не мешали друг другу. Воспитатель смотрит вместе с ними в окно и показывает струйки воды, стекающие по стеклу, лужи, которые образуются от дождя, обращает внимание на людей, идущих по улице в плащах и под зонтами.
Во время прогулки после дождя воспитатель обращает внимание детей на лужи, на то, что земля мокрая.
Осмотр клумбы с цветами. Ранней осенью воспитатель приводит группу на цветочную клумбу детского сада, чтобы выяснить представления детей о растениях (если это первая группа), научить различать цветки и листья, положить начало воспитанию бережного отношения к посадкам или продолжить его (если это вторая группа).
Воспитатель задает вопрос: «Что растет на клумбе?» Показывая на цветки и листья, спрашивает: «Что это?» Поручает детям самим отыскать и показать листья и цветки (красные, желтые). Для того чтобы дети воспринимали предметы не только при помощи зрения, они должны понюхать некоторые цветки (табака, флокса). Важно подчеркнуть, что цветки рассматриваемых растений красивы и хорошо пахнут.
Предупреждают детей, что бегать по клумбам и мять цветы нельзя, ходить можно только по дорожкам.
Для закрепления полученных представлений хорошо в этот или на следующий день подвести детей к другой клумбе, чтобы они показали цветок и лист, цветок красный и желтый, цветок, который хорошо пахнет.
Осмотр грядок на огороде имеет своей целью создать у детей представления об овощах (или восполнить их во второй группе). Он проводится такими же приемами, как и осмотр клумбы, но здесь больше возможностей для деятельности детей.
Выдергивая поочередно морковь, свеклу, луковицу и показывая их детям, воспитатель спрашивает: «Что это?» Затем следует дать поручения некоторым выдернуть то или иное овощное растение.
Дети второй группы могут принять участие в сборе урожая корнеплодов.
Упражнение в различении и назывании овощей и фруктов. После посещения огорода проводится игра «Угадай, что в мешочке» и игры с парными картинками, на которых изображены овощи и фрукты, употребляемые детьми в пищу.
Рассматривание деревьев. Для создания (в первой группе) и расширения (во второй группе) представлений детей о дереве надо, чтобы они рассмотрели его. Воспитатель выбирает на участке детского сада деревья с зелеными, желтыми и красными листьями. Показывая их детям, он говорит: «Посмотрите, какое красивое дерево у нас на участке, листья на ветках у него зеленые. Это тоже красивое дерево, только листья у него желтые (красные)».
После рассматривания деревьев проводится игра «Стань у дерева». Дети бегают по участку и по сигналу воспитателя должны стать у какого-нибудь дерева.
Чтобы дети получили правильное представление о листопаде, при повторном рассматривании дерева им задают вопросы: где листья? Какого они цвета? Затем воспитатель слегка трясет ветки и спрашивает: «Откуда падают листья? Куда они с дерева упали?» Эти вопросы помогают детям сделать вывод: «Желтые листья падают с дерева». В данном случае дети воспринимают одно из характерных явлений осени, но называть его словом «листопад» в младшей группе еще не надо.
Игры с листьями. На прогулке во время листопада воспитатель проводит с детьми игры с листьями для упражнения в различении и назывании цвета (красный, желтый) и определении их размеров (большие, маленькие).
Воспитание трудовых навыков. В уголке природы в младших группах детского сада надо иметь аквариум с карасем, карпом или золотой рыбкой и несколько комнатных растений, которые быстро растут, длительно цветут и имеют плотные листья (фикус, бальзамин, герань).
Чтобы приучить детей к наблюдениям над обитателями уголка природы и бережному отношению к ним, воспитатель проводит занятие «Наблюдение за рыбкой», ежедневно в их присутствии осматривает растения, поливает, кормит рыбок, поясняя, что он делает и как. Пример воспитателя оказывает на детей большое влияние. У них появляется желание сделать то же самое, они охотно выполняют небольшие поручения (поливают растения, протирают их листья, кормят рыб).
Желая познакомить детей с чем-нибудь, воспитатель привлекает их к совместному рассматриванию объекта и его качеств. «Смотрите,―говорит он,― какой гладкий блестящий лист у фикуса. Какие красивые у герани цветки. Они хорошо пахнут». Дети должны понюхать их.
Нельзя с самого начала требовать запоминания названий всех растений, имеющихся в комнате. Постоянно участвуя в уходе за ними, дети постепенно усваивают их названия.
На земельном участке воспитатель привлекает детей второй младшей группы к уборке ― вместе с ними собирает опавшие листья и уносит их в определенное место.