Знакомство дошкольников с осенней природой

Летняя работа и наблюдения за огородом способствовали накоплению у детей разнообразных знаний об овощах. На этой основе проводится беседа «Как выращивают овощи». Цель занятия — закрепить и у

Летняя работа и наблюдения за огородом способствовали накоплению у детей разнообразных знаний об овощах. На этой основе проводится беседа «Как выращивают овощи». Цель занятия — закрепить и уточнить представления детей о выращивании овощей, об условиях, необходимых для роста растений (хорошая почва, влага, свет, тепло), об уходе за огородом (перекопка земли, полив растений, рыхление, удобрение, борьба с сорняками, сбор урожая). Опираясь на календарь наблюдений за ростом одного из видов овощных культур, дети рассказывают о последовательности роста растения (росток, образование ветвистого растения, корнеплода, цветение, образование плодов и семян). Воспитатель задает вопросы, направляющие ход беседы, способствующие последовательному рассмотрению календаря.

Следующее занятие проводится с целью закрепления умения различать овощи и фрукты по форме, размеру, окраске, вкусу. У детей формируются обобщенные представления об овощах и фруктах:

  • овощи, фрукты употребляются в пищу;
  • их специально выращивают;
  • овощи растут на огороде, в поле, фрукты — в саду.

Используя натуральные овощи или муляжи, воспитатель проводит дидактическую игру «Отгадай, где овощи, а где фрукты». Во второй части занятия, опираясь на картины «Сад», «Огород» и руководствуясь вопросами воспитателя, дети выделяют признаки, характерные для овощей, фруктов. Например, фрукты выращиваются человеком, растут в саду на деревьях; они сочные, сладкие, съедобные.

С осенними явлениями в природе дети знакомятся не только в повседневной жизни, но и на специальных экскурсиях: по участку (в разгар золотой осени), в парк или лес. В конце осеннего сезона проводится «Беседа об осени» с целью формирования у детей представлений о данном времени года на основе комплекса признаков, отражающих изменения в неживой и живой природе. Наглядным примером служит «Календарь наблюдений за осенними явлениями в природе».

Вопросы воспитателя в беседе могут быть следующими: какая погода была в конце сентября (октября, ноября)? Как она менялась осенью? Как это видно из календаря? Какими были деревья и другие растения в конце сентября (октября, ноября)? Куда девались насекомые? Почему птиц стало меньше?

Ознакомление с животным миром осенью осуществляется посредством бесед с привлечением различного наглядного материала. Можно рекомендовать «Беседу о домашних животных», «Беседу о лесных хищниках (лисе, волке, медведе)», беседу после прочтения сказки Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему». На занятии воспитатель ставит цель закрепить имеющиеся у детей знания о домашних животных (чем они питаются в теплое и холодное время года, как человек заботится о них, как осенью заготавливают корма и как утепляют помещения, какую пользу приносят домашние животные человеку).

В беседе о хищниках леса ставится задача познакомить детей с внешним обликом и образом жизни животных в осенне- зимний период. Используя картины, воспитатель дает пояснения к ним, предлагает послушать рассказ, задает вопросы.

Развитие и воспитание дошкольников