Очень важно продолжать и развивать проведенные детьми наблюдения. Поясним это на примере. Девочка замечает на цветке маленькое насекомое. Воспитатель объясняет, что это тля ― вредитель растений, который может быть уничтожен жучком― божьей коровкой. Помогает отыскать это насекомое и сажает его в садок вместе с растениями, на котором были тли- На другой день все убеждаются, что тли съедены божьей коровкой. После этого дети очень бережно относятся к жучку.
Вот другой пример, когда воспитатель может организовать наблюдение над явлением, которое было самостоятельно отмечено детьми. Зина и Витя обращаются к воспитателю: «Посмотрите, что это у нас на клумбе, вот такое кругленькое». Воспитатель подходит к клумбе и говорит: «Это бутон ноготков. Понаблюдайте за ним, и вы увидите, как он раскроется и превратится в цветок» (из дневника воспитателя Я. И. Юдиной, Москва).
Из опыта известно, что в тех старших и подготовительных к школе группах, где хорошо поставлено руководство наблюдениями, дети становятся очень внимательными и сами начинают замечать изменения в предметах и явлениях природы. Это позволяет перейти от наблюдений вместе с воспитателем к наблюдениям, выполняемым детьми самостоятельно, под его руководством и по заранее полученным заданиям. Так, например, после рассматривания веток на занятиях и наблюдения за появлением на них листьев в уголке природы дети старшей группы могут уже самостоятельно отмечать изменения,, происходящие весной на разных деревьях и кустарниках.
Наблюдения на земельном участке. Во время труда на земельном участке ― при поливке, рыхлении ― дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), следят за изменением во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов.
Особенно важно сосредоточить внимание на изменениях растения в процессе развития его съедобных частей: корней у корнеплодов, луковиц у лука, у капусты, плодов у помидоров, семян у гороха и т. д.
Интересно пронаблюдать усложнение формы листьев у гороха, прикрепление их к опоре. Когда горох начнет клониться в сторону, воспитатель может предложить присмотреться к растению и сказать, что в нем изменилось. «Горох начал опускаться к земле»,―говорят дети. «А почему он начал опускаться?» Если дети затрудняются ответить, воспитатель предлагает рассмотреть, стебель кукурузы и сравнить его со стеблем гороха. Они быстро делают вывод: у кукурузы стебель толстый, и она стоит, а у гороха― тоненький, поэтому он наклонился. Можно поставить вместе с детьми подпорки к растению-. В дальнейшем они будут с интересом наблюдать, как горох, цепляясь усиками за подпорки, поднимается вверх. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков (сравнение ―сходство и различие их стеблей и листьев).
На земельном участке можно продолжить наблюдения, начатые на экскурсии или прогулке. Так, например, в одном из детских садов Свердловской области был создан уголок из дикорастущих растений, перенесенных из леса и с луга. Дети ухаживали1 за этими растениями и создали для них очень хорошие условия. На экскурсиях постоянно сравнивали растения, оставшиеся в лесу, с перенесенными на участок. Подытожив свои наблюдения, дети сделали вывод: растения, за которыми они ухаживали, растут быстрее, стали крупнее, красивее.
Наблюдения в уголке природы. Наблюдения детей на экскурсиях и прогулках над гусеницами, рыбами, лягушками, птицами и другими объектами очень ценны, так как. проводятся в естественных условиях существования этих животных. К сожалению,. эти наблюдения случайны и обычно очень кратковременны. Поэтому наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы. Приведем пример.
На прогулке дети наблюдают за гусеницами, рассматривают их внешний вид и передвижение. Воспитатель сажает пойманных гусениц в банку со свежей веткой того деревца, с которого они взяты, и переносит ее в уголок природы. Детям дают задание: «Посмотрите завтра, что случится с этой веточкой». На другой день они обнаруживают, что листья у веточки обглоданы гусеницами, и, следовательно, устанавливают приносимый ими вред.
Для привлечения внимания детей к наблюдениям, в. уголке природы и на земельном участке полезно применять игровые приемы: «Кто первый увидит?» или «Кто быстрее найдет?»
Эксперимент. Эксперимент, или опыт,― особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.
Привлечение детей к проведению несложных
опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных опытов можно, показать детям такие явления в неживой природе,, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др.
Примеры.
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
Образование радуги. Стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.
Некоторые опыты можно проводить с растениями и животными. Если, например, принести срезанные зимой ветки деревьев в комнату и поместить их в разные температурные условия, дети могут наблюдать, как по-разному развиваются побеги; так они узнают о влиянии тепла на развертывание почек, появление из них листьев.
Во время кормления животных в уголке природы дети могут узнать, что едят животные, какой вред приносят гусеницы.
Детей старших и подготовительных к школе групп часто интересует, откуда появились лягушка, бабочка, стрекоза. Поэтому хорошо понаблюдать разные стадии развития бабочек, лягушек, превращение личинок стрекозы.
При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящими растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.
Воспитать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к растениям можно только на примере положительных результатов их труда. Детей надо учить таким приемам ухода, которые обеспечивают растениям хороший рост.