Знакомство детей с цветущими травянистыми растениями, сбор урожая овощей

В теплое время года дети знакомятся с цветущими травянистыми растениями. Осенью они часто посещают цветник, собирают семена, рассматривают цветы, срезают некоторые из них для украшения групп

Цветущие травянистые растения. В теплое время года дети знакомятся с цветущими травянистыми растениями. Осенью они часто посещают цветник, собирают семена, рассматривают цветы, срезают некоторые из них для украшения группы, пересаживают в горшки с землей с тем, чтобы они могли цвести в помещении группы до глубокой осени. Возле цветника воспитатель проводит различные игровые упражнения («Отгадай растение по семенам, по описанию»).

Ранней весной дети наблюдают за первоцветами: мать-и-мачехой, хохлаткой, ветренницей и др. Летом во время прогулок в лес знакомятся с лесными и луговыми цветами: колокольчиком, ромашкой, клевером, луговой геранью, собирают их для гербария. Воспитатель обращает внимание на красоту цветущего луга, учит бережно относиться к растениям, не
ломать ветки, не затаптывать цветы, траву, читает стихи русских поэтов, загадывает загадки.

Грибы, ягоды, злаки. Во время летних прогулок в лес детей продолжают знакомить с лесными ягодами, грибами. Их учат распознавать отдельные виды грибов, уметь отличать среди них ядовитые. Полезно перед такой прогулкой показать детям муляжи грибов, сообщить названия, рассказать об особенностях каждого вида. Рассматривая в лесу ягоды (малину, землянику, чернику), старшие дошкольники учатся определять степень зрелости ягоды по окраске, размеру, плотности. Наблюдают, что ягоды созревают не одновременно — на солнечных пригорках раньше, чем в других местах.

Несколько раз за лето следует посетить ближайшее поле со злаковыми культурами. Воспитатель нацеливает ребят на наблюдение за изменением растений. Когда образуются колосья ржи, пшеницы, дети рассматривают их, гладят, пробуют молодые зернышки на вкус. Воспитатель рассказывает, как из зерна получают муку, из которой пекут хлеб.

Овощи и фрукты. Осенью дети принимают участие в сборе урожая со своего огорода, а затем помогают воспитателю перекопать его, подготовить к весне. Весной они участвуют во второй перекопке, в разбивке гряд. Рассмотрев семена овощей, дети с помощью воспитателя высеивают их на грядках. Можно провести предварительное проращивание семян (огурцов, бобов, гороха). Разложив их между слоями мокрой тряпочки, дети наблюдают, как они набухают и прорастают. Таким образом выявляется значение влаги для проращивания семян.

В старшей группе проводятся длительные наблюдения за ростом и развитием огородных культур. Особенно тщательно это можно сделать на примере одной культуры, рост и развитие которой будут еженедельно фиксироваться в специальном календаре-ширме.

На протяжении всего лета дети ходят в сад, наблюдают за созреванием ягод, плодов, участвуют в сборе урожая, что помогает им осознать общественную значимость коллективной работы.

Развитие и воспитание дошкольников