Вредные привычки Воспитание полезных привычек начинают с приучения ребенка к режиму, к определенному распорядку дня, или, как говорил А. С. Макаренко, с привычки к «определенному часу». «Программа воспитания в детском саду» рекомендует режимы дня для детей различных возрастных групп, разработанные на основе научных данных. Выполнение режима позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка в необходимой ему продолжительности сна, бодрствования, в количестве кормлений и интервалах между ними, рационально чередовать отдых и активную деятельность ребенка, предотвратить переутомление. Однако этим не исчерпывается значение режима. Твердый распорядок дня оказывает большое организующее влияние на ЮТ поведение ребенка. «…В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено, — советовал А. С. Макаренко. — Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям» . Согласно учению И. П. Павлова, при соблюдении режима дня образуются условные рефлексы на время, которые позвони ют организму как бы заранее подготовиться к той или иной деятельности. Если ребенок ест всегда в одно и то же время, то к привычному часу усиливается отделение пищеварительных соков и возникает чувство голода. Сон также наступает быстрее, если ребенка укладывают в одни и те же часы. Вследствие возникающей в определенное время готовности есть, спать или играть предложения родителей принимаются ребенком как должное, без капризов.
Соблюдение режима дня создает у самых маленьких ощущение благополучия, комфорта, помогает старшим усвоить многие правила поведения, регулярное выполнение которых становится для них естественной необходимостью. Малыша не- приходится уговаривать мыть руки перед едой, ложиться спать, после обеда — все это для него привычное дело. И беседе с родителями воспитатель раскрывает значение режима дня, рассказывает, каким должен быть для ребенка режим дня дома. Подчеркивает, что, если день малыша строится в зависимости лишь от его желаний, это открывает путь к непослушанию, капризам, детским «не хочу», «не буду», Которые столько огорчений доставляют и детям, и родителям. Маленький ребенок в большинстве случаев не может определить, чем вызвано его ощущение дискомфорта. Голоден ли он, утомился или, напротив, ему наскучила бездеятельность — обо всем этом он сообщает плачем. Ребенок переутомился, а родители принимают его беспокойство за желание есть. Он отказывается, еще сильнее плачет. «Если он устал, то должен сам паснуть», — рассуждают некоторые родители. Но в том-то и дело, что переутомившийся ребенок возбужден, отчего не может заснуть, капризничает. При отсутствии твердого распорядка та часто наблюдается сокращение дневного сна, в особенности это относится к детям до полутора лет. Приучать ребенка к режиму дня начинают с того, что его кормят в определенные часы. Уже в родильном доме детей кормят через известные промежутки времени, через каждые 3 часа. Такого режима придерживаются до двух с половиной — трех месяцев, соблюдая шестичасовой интервал ночью: от 24 часов до 6 часов утра. Детям, родившимся с большим весом, в родильном доме назначают режим кормления с интервалами в 3,5 часа. Этого режима придерживаются и дальше.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 4 мая 2011