Патохарактерологическая реакция

В ряде случаев реакция протеста может развиваться как бы исподволь, замедленно, постепенно. Срыв происходит незаметно для окружающих, без бурных сцен и битья посуды. Большей частью именно та

В ряде случаев реакция протеста может развиваться как бы исподволь, замедленно, постепенно. Срыв происходит незаметно для окружающих, без бурных сцен и битья посуды. Большей частью именно такой темп развития патохарактерологической  реакции встречается у девочек. Поплачет в одиночестве — и вроде успокоится. Ан нет! Становится с этого дня «какой-то не такой»: молчаливой, мрачной, нелюдимой, иногда порывает контакты со сверстниками, появляются раздражительность, вспыльчивость. Ухудшается поведение и в школе, снижается успеваемость. И постепенно развивается ожесточение по отношению к обидчику, затем лютая ненависть к нему. Однако месть обычно не носит прямой характер. Дети мстят исподтишка, например выбрасывают или разрезают на мелкие кусочки вещи своего обидчика (чаще всего отчима или мачехи), подсыпают в пищу соль в большом количестве или даже «отраву», глумятся над неродными братьями и сестрами.

Вот пример подобной патохарактерологической реакции, взятый нами из специальной научной литературы:

Таня М. 13 лет. С раннего детства самолюбивая, обидчивая. Росла без отца, переживала это. Была рада приходу в семью отчима, называла его первое время папой. Однако отчим был резок с девочкой, оказывая явное предпочтение родному сыну. Девочка замкнулась, стала раздражительной, не подчинялась отчиму, с вызовом заявила: «Вы мне никто!» Постоянно подчеркивала, что она не его дочь, перестала разговаривать с ним, старалась навредить ему, например пачкала ванну, когда тот собирался мыться, постоянно пыталась вывести из себя сына отчима.
Стала резкой с матерью, бабушкой и теткой. После ссоры иногда подолгу не возвращалась домой.

Ухудшилось поведение в школе, могла резко ответить учителю, при
замечаниях педагогов уходила из класса. Снизилась успеваемость. Ухудшился сон, вскрикивала, разговаривала во сне. Часто плакала, но так, чтобы никто не видел.

Могут быть и так называемые пассивные реакции протеста: уходы из дома, отказ от еды, отказ от занятий в школе. Подобные реакции поэтому и называют патохарактерологическими реакциями отказа.

Успевающий школьник, примерный в поведении, вдруг начинает прогуливать школьные занятия, нарочно не учить уроков или заведомо неправильно отвечать, делать заведомые ошибки в сочинениях или математических задачах — и все для одного, чтобы получить плохую отметку и этим досадить обидчику: отчиму, мачехе, оскорбившему его родителю или педагогу.

В дальнейшем у подростка в результате реакции отказа и в самом деле пропадает познавательный интерес, он попадает в разряд неуспевающих, иногда вообще бросает школу, начинает бродяжничать, когда сходится с другими такими же подростками. 
При этом изменяется его характер — появляется повышенная раздражительность, вспыльчивость с частыми аффективными вспышками. А дальше? Достаточно банальный переход в разряд юных правонарушителей.

Развитие и воспитание дошкольников