Из беседы с воспитателями желательно узнать об их предварительном ознакомлении с повесткой очередного совещания и о подготовке к нему, о руководстве заведующей и методистом этой подготовкой (подбор необходимой литературы, анализ опыта, помощь при разработке докладов: иллюстрирование докладов наглядными материалами, пособиями, детскими работами, схемами). Просмотр протоколов поможет выяснить активизацию заведующей коллектива при обсуждении новых вопросов.
Проверка воспитательной работы по группам дает возможность установить уровень влияния педагогических совещаний на улучшение педагогического процесса, выяснить, как заведующая контролирует выполнение решений педагогических совещаний.
Одна из задач методического руководства — организация обмена опытом. Инспектор знакомится с ролью педагогических совещаний в обсуждении конкретного опыта и рекомендации его другим педагогам, с организацией в целях обмена опытом взаимопосещений воспитателями открытых занятий. Полезно присутствовать при этих взаимопосещениях.
Инспектор обл(край)оно выясняет, практикует ли данный детский сад открытые занятия для дошкольных работников куста, района, обобщает ли ценный опыт в виде доклада для методических объединений, «Педагогических чтений», в виде статей для журнала, местных газет, многотиражек на предприятии; кто из воспитателей в этом участвует. Имеющиеся доклады или публикации следует прочитать и оценить.
В многокомплектных яслях-садах инспектор проверяет, проводятся ли индивидуальные и групповые консультации заведующей или воспитателем-методистом для воспитателей, работающих в параллельных группах, для медицинских сестер ясельных групп и т. д.
Разнообразные методические материалы в ряде детских учреждений сосредоточиваются в методическом кабинете или методическом уголке.
Инспектор знакомится с организацией и оформлением материалов в этих методических кабинетах, с ролью заведующей и воспитателя-методиста, а также коллектива педагогов в их пополнении. Он просматривает материалы, устанавливает их полезность для повышения
качества воспитательной работы (лучшие планы, конспекты, учет, записи игр, занятий, доклады из опыта), интересуется имеющейся политической, психолого-педагогической и детской литературой, пособиями -для работы с детьми (вновь приобретенными, оригинальными, сконструированными самими воспитателями), информационным материалом (текущий план методической работы в детском саду, в районе, извещения о политзанятиях, о профсоюзных, производственных совещаниях, списки новой литературы и др.). Важно проследить порядок расположения и хранения указанных материалов (каталоги, списки, тетрадь записей вновь поступивших пособий и материалов и др.).
Инспектор выясняет порядок пользования литературой и материалами при проведении тех или иных методических мероприятий или для повседневной работы, наличие условий для этого, порядок выдачи и ответственность за сохранность материалов, пособий и литературы. Можно иногда столкнуться и с такими фактами, когда методический кабинет — это просто склад пособий, материалов, случайно подобранных, бессистемно расположенных, незнакомых коллективу, слабо и редко используемых. В таких случаях следует помочь заведующей, воспитателю-методисту и воспитателям своими рекомендациями, дать совет о подборе, пополнении, хранении, оформлении и использовании имеющихся материалов, чтобы они не были мертвым грузом.
В задачу инспектирования входит также выявление участия заведующей в методической работе района, города и того, как это влияет на улучшение воспитательной работы.
В одно, двухкомплектном детском саду Заведующая ведет и непосредственную педагогическую работу с детьми. Поэтому инспектор, наблюдая, проверяет, насколько она обеспечивает высокое качество воспитания детей, является примером для педагогов, а также оправдывает свою роль как руководитель детского учреждения в целом.
Проверка состояния воспитательной и методической работы дает возможность прийти к выводам о наличии системы и глубины в руководстве заведующей как квалифицированного специалиста, заботящегося о воспитании детского коллектива, создающего для этой цели благоприятные условия, требующего заботы и внимания к детям, последовательно влияющего на улучшение педагогического процесса с учетом состава воспитателей.
В других случаях инспектор обнаруживает преобладание эпизодичности и случайности в деятельности заведующей, слабое руководство педагогической работой. Это потребует продумывания конкретной помощи, если заведующая молодая, или повышение требований, а может быть и наложения взысканий, если заведующая опытная, но недобросовестная.