Инспектор наблюдает, кто из воспитателей бережно и правильно использует имеющееся педагогическое оборудование или проявляет инициативу в создании новых оригинальных образцов. Таких воспитателей надо поощрять.
От инспектора может потребоваться помощь в использовании новых, ценных пособий, технических средств для обучения детей в разных группах.
Состояние обучения в большой мере зависит от руководства заведующей детским садом. Поэтому инспектор выясняет’, насколько при проверке воспитательной работы в целом заведующая уделяет внимание занятиям, как она помогает в их планировании, как анализирует занятия по различным разделам программы и выявляет усвоение детьми программного материала, степень организованности их на занятии, устойчивость внимания, интерес к занятиям и др.
Просмотр протоколов педагогических совещаний и беседы с заведующей и воспитателями помогут установить, какие вопросы методики обучения обсуждались, как знакомились с лучшим опытом, как использовали его в своей работе.
«Программа воспитания в детском саду» уделяет значительное место трудовой деятельности ребенка, ее содержанию и организации: «Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых…
При обследовании детского учреждения инспектор должен выявить состояние трудового воспитания и оказать помощь тем педагогам, которые не сумели правильно организовать его. Необходимо установить выполнение требований «Программы воспитания в детском саду» о содержании и организации трудовой деятельности детей, об использовании разных видов труда, указанных в этом документе: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд; выяснить место и значение труда в педагогическом процессе детского сада, проверить организацию детского труда.
Пристального внимания инспектора требуют все виды труда. Их целесообразно проанализировать по возрастным группам. Так, наблюдая воспитательный процесс в младших группах, следует узнать, какие первоначальные трудовые обязанности по самообслуживанию введены для детей, как эти обязанности формируются и входят в повседневную жизнь, усваиваются детьми (процессы умывания, одевания, простейшие поручения взрослых); связь этой деятельности с игрой (уборка игрушек, строительных материалов); в средней группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа самообслуживания, чтобы оно не занимало в режиме дня лишнее время и не задерживало бы переход к другим видам деятельности (игра, занятия), и, наконец, в старших группах проверить самостоятельность детей в самообслуживании.
Необходимо ознакомиться с участием детей в хозяйственно-бытовом труде, направленном на обслуживание коллектива, с формами его организации (поручения, дежурства), с обязанностями дежурных, отношением детей к разным видам дежурства, умением совместно выполнять свои обязанности, помогать друг другу.
Наблюдение трудовой деятельности старших детей даст возможность убедиться, внесены ли усложнения в обязанности дежурных, в организацию их труда или эти изменения отсутствуют, что совершенно недопустимо, так как механическое выполнение уже знакомых действий приводит к потере всякого интереса у детей. Желательно пронаблюдать введение первого дежурства в младшей группе, роль воспитателя, включение детей в эту новую для них форму организации труда.
Следует проверить содержание и организацию коллективного хозяйственно-бытового труда в старших группах, разделение детей на подгруппы, результативность детского труда.
В программе особо выделен труд детей в природе» Он требует серьезного внимания при обследовании. Инспектор устанавливает правильность выбора видов этого труда с учетом возраста детей, природных условий, времени года.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 14 мая 2012