При проверке руководства всеми видами игр необходимо вести наблюдение за поведением детей, их реакцией на методические приемы воспитателя. При этом важно отметить создание самими детьми игровых замыслов; включение детей в готовую игру; формирование игровых коллективов, их численность, мотивы объединения, распределение ролей; поведение активных и пассивных Детей, длительность существования игровых коллективов, причины их распадения. Следует проверить, удается ли воспитателю и в какой мере формировать у детей через игры желаемые моральные качества: умение играть «рядом», «вместе», заботиться друг о друге, считаться с мнениями товарищей, дружить, быть внимательным к младшим; доброжелательно, справедливо разрешать споры и др.
Для анализа руководства играми разного вида в однокомплектном детском саду инспектор может пользоваться указанными выше рекомендациями. Но необходимо учитывать некоторые особенности. Здесь предстоит выяснить охват детей всех возрастов разного рода играми; реализацию времени, отведенного в режиме дня для игр младших и старших детей; в какие игры включаются все дети одновременно; какие игры даются группе детей того или иного возраста или отдельным детям; создание условий для одновременного проведения игр, различных по характеру, с несколькими подгруппами детей; подбор и хранение игровых материалов для детей разного возраста. Инспектор анализирует методические приемы воспитателя, содействующие правильному поведению в игре старших и младших детей, воспитанию дружбы, взаимопомощи, уважения к играм друг друга.
Непосредственное наблюдение игр, беседы с воспитателями, просмотр планов записей игр, оценка игровых материалов — все это в известной мере раскроет картину состояния игры в детском саду на день проверки, место игры в педагогическом процессе, взаимоотношения с другими видами деятельности.
План работы заведующей, ее указания воспитателям, протоколы педагогических совещаний помогут выяснить уровень методического руководства играми детей, создание необходимых для них условий.
Ни в коем случае нельзя мириться с такими фактами, когда время для игр заменяется другим видом деятельности, когда дети мало играют, игры их однообразны и несодержательны или воспитатели не владеют приемами руководства игрой. Инспектор обязан вскрыть причины этих недостатков и помочь устранить их: провести беседы с воспитателями, напомнить приемы руководства играми, рекомендовать соответствующую литературу, а если это необходимо, предложить посетить другие детские сады, принять участие в семинаре, кружке.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 14 мая 2012