Эти ситуации ставят детей перед необходимостью «войти» в предложенную воспитателем роль и правильно ее выполнить. Для этого ребенок должен отобрать нужные сведения и передать свое отношение к содержанию рассказа.
В течение года воспитатель планирует 3—4 занятия о столице нашей Родины. Основная цель их — воспитать интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести детей к пониманию того, какое значение имеет главный город нашей страны (в Москве работает правительство), вызвать чувство восхищения и гордости за столицу.
Специальное занятие посвящается рассказу воспитателя о Кремле, Красной площади. Дети уже знакомы с этими достопримечательностями Москвы, теперь они под руководством воспитателя мысленно совершают экскурсию по двору Кремля, рассматривают Дворец съездов, Царь-пушку и Царь-колокол.
Целесообразно провести занятие, на котором дети знакомятся с Московским метро.
Картины о Москве детям нужно рассматривать неоднократно, возвращаясь к ним как на занятиях, так и в повседневной жизни. К шести годам дети должны безошибочно находить на фотографиях и иллюстрациях Кремль, Мавзолей В. И. Ленина, узнавать столицу по высотным зданиям и станциям метро.
Воспитатель обязательно опирается на имеющийся у детей опыт: что-то они узнали о Москве еще в средней группе; кто-то из них побывал в столице с родителями или видел по телевизору фильм. Дети делятся впечатлениями, высказывают свое отношение к этому городу. Полученные детьми представления о столице служат основой для развития тематического конструирования и организации сюжетных игр (по совету педагога, инициативе самих детей).
На занятии по ознакомлению с Петербкргом целесообразно обратить внимание детей на то, что отличает его от других городов: крейсер «Аврора», река Нева, мосты через нее. Нужно научить детей узнавать достопримечательности города на картинах, фотографиях.
Эмоциональные рассказы воспитателя вызовут у детей чувство восхищения красотой Санкт-Петербурга и гордости за город. Приведем примерные планы занятий:
Занятие I. О Петербурге. 1. Рассказ воспитателя о достопримечательностях Петербурге
(река Нева и мосты через нее.) 2. Рассматривание картин, фото, слайдов о Петербурге. 3. Чтение рассказа С. Баруздина «Город и тоже главный» (из книги «Страна, где мы живем»).
Занятие II. О крейсере «Аврора». 1. Рассказ воспитателя о крейсере «Аврора». 2. Рассматривание картин, фото, слайдов о крейсере «Аврора». 3. Чтение художественных произведений о крейсере «Аврора».
Занятие III. О Москве и Петербурге. 1. Рассказ воспитателя о Москве и Петербурге. 2. Рассматривание картин о Москве и Ленинграде и рассказы детей (с помощью воспитателя). 3. Чтение воспитателем стихотворений A. Прокофьева «Москва».
Одновременно с названными занятиями педагог планирует изобразительную деятельность детей по этой теме. Например, рисование («Кремль», «Смольный»), коллективная аппликация («Город на Неве»), творческие работы «Москва» , «Нарисуй о Петербурге».
Полученные детьми представления о городах нашей страны позволяют организовать интересную сюжетно-дидактическую игру «Путешествие по родной стране» (нередко она перерастает в творческие сюжетно-ролевые игры). Дети делятся на две группы: одна — гости, туристы, другая — хозяева, жители Москвы, Петербурга, Ульяновска и др.
Гости привозят подарки (рисунки, самодельные игрушки и т. п.), рассказывают, откуда и зачем приехали; хозяева показывают им свой город (рисунки, постройки), рассказывают о нем. Эти игры включают детское строительство, изобразительную деятельность, а потому интересны и увлекательны для ребят, ценны как средство закрепления и углубления знаний, развития детской инициативы, активности.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011