Художественную деятельность активизирует применение комплексных занятий. На них учитывается накопленный детьми художественный опыт, объединяющий многие виды искусств: художественную литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Дети занимаются разными видами деятельности: поют, танцуют, читают стихи, рисуют, инсценируют.
Педагогическая ценность комплексных занятий заключается
в том, что необычные по своему содержанию и форме, они увлекают детей, побуждают их активно и творчески действовать. Дети используют различный художественный материал, переходят от одного вида деятельности к другому, применяют разные приемы художественного отображения близких им предметов и явлений окружающей действительности. Эта комплексная деятельность помогает детям лучше ориентироваться в окружающем, будит творческую инициативу и стимулирует эмоциональные переживания детей.
На занятиях дети поочередно занимаются пением или рисованием, чтением стихов или танцами. Замечено, что если старшие дети спокойно рисуют, выполняют декоративно-прикладные работы под звуки светлой, лиричной музыки, то они особенно успешно справляются с выполнением своего замысла. Если дети слушают в исполнении взрослого стихи героического содержания, а затем исполняют песню о Родине, то пение их становится особенно выразительным, отражающим их отношение к содержанию литературного и музыкального произведения.
В комплексных занятиях все виды искусства равноценны, все взаимосвязаны, но вклад каждого из них отличается своеобразием. Произведения художественной литературы особенно ярко и отчетливо выражают основной замысел занятия. Театрализованное занятие помогает выстроить его структуру. Произведения изобразительного искусства образно и наглядно раскрывают содержание, помогают украсить проходящее занятие. Музыка создает особый эмоциональный настрой, без которого занятия искусством во многом теряют свою эстетическую направленность. Важно, что посредством музыки, поэзии у детей развивается способность к восприятию синтетического искусства. Они постоянно сталкиваются с этим при просмотре телевизионных передач.
Планирование комплексных занятий происходит в соответствии с программой художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. Используется тот же литературный и музыкальный репертуар, те же художественные материалы. И все же много нового встречают дети на этих занятиях: неожиданное сочетание разных видов деятельности, последовательность заданий, частичное исполнение новых произведений, своеобразное распределение действий детей.
Наиболее распространенная форма комплексного занятия — это объединение его содержания вокруг какой-либо темы. Поэтому занятие носит определенное название. Например, в старших группах это — «Золотая осень», «На БАМе», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Наша Армия родная». Но стержнем, объединяющим комплексные занятия, могут быть темы, посвященные усвоению отдельных ведущих художественных средств, которые значимы для всех видов искусств и художественной деятельности. Это такие понятия, как ритм, композиция, колорит. Например, ритм характерен для музыки (метроритм), в литературе он проявляется в размере, рифме и ритме строчек и строф, в изобразительном, особенно художественно-декоративном искусстве,— в чередовании элементов изображения (симметрия и асимметрия).
Комплексные занятия подчинены задачам освоения художественного языка различных видов искусств, соотнесенного с определенным содержанием художественного образа. В старших группах, например, ставится задача познакомить детей с характером, эмоциональным содержанием произведений. Оно выражается в своеобразии колорита рисунка, в тембре фортепианной пьесы, исполненной на детских музыкальных инструментах, в эмоциональной окраске стихотворения, сказки.
Комплексные занятия проводит воспитатель совместно с музыкальным руководителем вместо двух занятий (по изобразительной и музыкальной деятельности). Иногда на предварительных занятиях дети выполняют отдельные задания, подготавливающие их к комплексному занятию.
Таким образом, у детей в процессе комплексных занятий:
- развивается умение применять разные художественные средства (краски, музыкальные звуки, поэтические выражения) для воплощения одного и того же замысла;
- закрепляется ранее приобретенный художественный опыт;
- наглядно выявляются результаты художественного развития.