Формирование у детей интереса к получению знаний позволяет усложнять содержание обучения. Достижение результатов в более сложной деятельности доставляет ребенку радость и побуждает его к преодолению трудностей. У детей возникает интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего формируется интерес к учению. Чтобы вызвать активность у детей с недостаточными знаниями или проявляющими нерешительность, необходимы особые приемы. В этих случаях воспитатель должен положительно оценивать малейшее их желание проявить самостоятельность, ответить на вопрос, что-то предложить. Педагогу лучше выделить в своей оценке не качество ответа ребенка, а те усилия, которые он приложил. Такое поощрение способствует развитию активности детей, вызывает желание и в дальнейшем поступать так же.
Продолжается работа и по формированию у детей дисциплинированного поведения. Воспитатель разъясняет: «Когда вы занимаетесь, не надо отвлекаться, мешать товарищам, иначе и сами не запомните, и другим помешаете. Разве товарищи так поступают?», «Если вы не будете мешать друг другу, вы сумеете побольше узнать. На занятиях будет интереснее». Допустим, воспитателю необходимо выслушать ответ слабого ребенка (его пересказ). Детям это неинтересно, и они начинают отвлекаться. В таких случаях воспитатель разъясняет: «Ребята, сейчас надо постараться сдержать себя, чтобы не помешать товарищу ответить. Постарайтесь внимательно слушать, чтобы быть готовым ему помочь».
При организации занятий в начале года воспитатель определяет, соответствует ли поведение детей введенным в старшей группе правилам, и старается добиться сознательного их выполнения. Если у детей уже сформирован некоторый опыт организации своего поведения, воспитателю достаточно предложить детям подготовиться к занятию и за несколько минут все они приводят себя в порядок, убирают игрушки и занимают места за столами.
Опираясь на имеющийся опыт детей, воспитатель усложняет требования к ним, учит обращать внимание на сверстников: пропустить товарища вперед, сесть за стол так, чтобы оставить соседу место.
Формируя организованное поведение детей, воспитатель начинает предъявлять требования к ним с позиции коллектива: «Нельзя задерживать всех», «Надо постараться поскорее привести себя в порядок, чтобы не заставлять всех ждать себя». Воспитатель более строг к нарушителям установленных правил и старается добиться того, чтобы дети выполняли их самостоятельно.
Однако и в этой возрастной группе не нужно требовать от детей формального послушания во время занятий. Организация занятий должна быть разнообразной: в форме прямого обучения и дидактической игры. Надо стремиться к тому, чтобы дети чувствовали себя на занятиях свободно, допускать обмен мнениями по обсуждаемому вопросу, по поводу выполненной работы и т. д. Выполнять задание (особенно практическое) дети могут сидя или стоя за столами, могут использовать все пространство группы в зависимости от содержания и цели задания. Причины непослушания детей на занятиях следует искать в методике проведения занятий: может быть, детям непонятны объяснения педагога, сложны или очень просты предъявляемые задачи, дети не подготовлены к восприятию нового материала и т. д. Организовать детей нужно не путем дисциплинарных замечаний, а путем изменения содержания или методики занятия. Заставить детей сидеть тихо на занятиях несложно, гораздо труднее организовать детей на решение поставленных задач.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 6 сентября 2011