Воспитателям Хорошо, когда в речи воспитателя звучит потешка, поговорка, присказка. В общении со старшими дошкольниками шутка может стать регулятором детского поведения.
— По усам текло, а в рот не попало,— говорит воспитатель испачкавшемуся за столом ребенку. И это скорее побуждает его привести себя в порядок, чем замечание.
С помощью юмора легче преодолеть нежелательные способы повеления отдельных детей.
Андрей часто плачет, жалуется по всякому поводу.
— А у меня ветер шапку унес,— говорит мальчик, обращаясь за помощью к воспитателю, вместо того чтобы поднять ее самому.
— А Лена толкается!
— А меня не принимают играть!
После занятия с глиной Андрей сообщает педагогу голосом, выражающим полнейшую безысходность:
— А у меня руки грязные!
— Что же мы с тобой делать-то будем? — говорит педагог в тон мальчику с напускной озабоченностью.— Потрудился ты старательно, у тебя хорошо получилось. Но вот руки-то грязнущие… Несчастье какое! — продолжает шутить воспитатель.
И поощрение, и шутка помогают мальчику переключиться на иной лад. С хитринкой в глазах он говорит:
— Сейчас я их помою, ладно?
И как ты догадался? все еще шутит воспитатель. А затем добавляет:— Правильно, Андрюша. Ни к чему горевать, когда так все легко исправить.
Представьте себе, как неуместно прозвучало бы сухое назидание в такой ситуации! Примеру педагога вскоре начинают следовать дети. В их речи также начинает звучать шутка.
Высоко ценил юмор К. И. Чуковский, указывая, что чрезвычайно важно «Воспитать в ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
Юмор играет большую роль в развитии оптимизма, жизнерадостности, поэтому первые проявления этого чувства надо всячески поддерживать: дети, понимающие шутку, юмор, более доброжелательны, общительны.
Но, развивая у детей чувство юмора, очень важно обращать внимание на то, чтобы его проявления не превращались в насмешку над бедой, оплошностью товарища, его незнанием, неумением. Подобные случаи должны настораживать: ведь с этого неумения различать, что смешно, а что требует сочувствия, берут свое начало черствость, душевная глухота к переживаниям окружающих людей. Педагог должен остановить ребенка, сказав: «Это не смешно». И объяснить, почему: «Человеку, попавшему в беду, сочувствуют, ему помогают. Смеяться над ним плохо, жестоко».
Надо иногда спросить ребенка: «Если бы с тобой так случилось, а твой товарищ стал бы смеяться, тебе было бы приятно?»
Немаловажное значение в создании эмоционального подъема имеет ожидание радости. Оно и в предстоящих интересных делах, и в завтрашнем дне, который, как говорил А. С. Макаренко, «должен казаться обязательно лучше сегодняшнего», и в подготовке к вечерам досуга и праздникам. Уже само по себе ожидание чего-то интересного, необычного — событие, являющееся «истинным стимулом человеческой жизни».
Завтра в гости к малышам придут дети старшей группы и покажут им сказку. И те и другие готовятся к встрече, радуются ей.
Скоро в уголке природы появится разноцветный попугай. Это вызывает радость и озабоченность: где лучше поместить нового жильца, какое угощение приготовить ему, как за ним ухаживать?
Старшие дети готовятся к поездке в зоопарк. Сколько оживления, разговоров! Вспоминают, что они знают о животных, которых там увидят, забрасывают вопросами воспитателя.
Так завтрашний день становится для детей радостным событием, а подготовка к нему создает ощущение подъема уже сегодня, располагает ребят помечтать, пообщаться со сверстниками, объединяет совместными переживаниями.
Читайте также:
Просмотрено: 51 раз 13 декабря 2010