К концу пребывания в детском саду старший дошкольник должен усвоить весь комплекс правил вежливости, потому что нередко у ребенка при выполнении разных правил проявляются разные уровни воспитанности. Например, ребенок хорошо усвоил, что к взрослым надо обращаться на «Вы», по имени и отчеству. Он так и поступает. А вот другое правило — извиняться за нечаянную оплошность — он соблюдает лишь в редких случаях.
Если воспитатель следит за выполнением правил поведения, не допускает даже малейших отклонений, то вскоре они становятся нормой для всех детей. И вежливость не только проявляется в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и становится способом выражения доброжелательности, общительности, уважения к окружающим.
Таким образом, если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспитана культура поведения.
Педагог формирует у детей культуру деятельности. Малышей обучают простейшим действиям с предметами — игрушками, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада; учат пользоваться ими аккуратно и по назначению. В средней группе добавляется ряд требований, например детей обучают умению подготовить место и все необходимые материалы для предстоящей деятельности и т. д. Старшим детям прививают умение четко и последовательно организовывать саму деятельность, вовремя завершать ее, убирать все, чем пользовались, приводить в порядок свой костюм и т. п.
Культура деятельности имеет исключительное значение в жизни будущего школьника. Ведь школа потребует от него умения организовать свой труд, подготовив все необходимое для занятия; четко и последовательно выполнять задание, не отвлекаясь по пустякам, пользоваться учебными пособиями и хранить их в порядке; быть подтянутым и аккуратным. Все эти элементы культуры деятельности важно формировать заблаговременно, пока ребенок находится в детском саду, и если в дошкольные годы он приобретет необходимый опыт, то, став школьником, сумеет организовать свой учебный труд. А как это важно ученику при выполнении домашних уроков, когда он должен проявить большую самостоятельность, чем в классе!
Привитие элементарных навыков культуры деятельности начинается с формирования у детей умения правильно пользоваться расческой и носовым платком, играть с игрушками и держать карандаш и т. п.
Вот воспитатель вкладывает в руку ребенка карандаш и терпеливо показывает, как правильно держать его: чуть повыше отточенного конца большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. При этом напоминает: «Не нажимай на него сильно, а то он сломается, и ты не сможешь нарисовать, что хотел».
Маленькой Леночке, которая безжалостно обращается с куклой, педагог с удивлением говорит:
— Что же ты свою дочку держишь вниз головой, ведь ей больно. Разве твоя мама обращается так с тобой? Вот как надо ее держать.
Конечно, нужно учитывать, что малыш часто небрежен вовсе не потому, что поступает так с умыслом: у него еще недостаточно развита координация движений, он не знает назначения предметов и как правильно использовать их. Поэтому ребенок нередко в носовой платок заворачивает куклу, карандашом копает землю, кубиком заколачивает гвоздь и т. д.
Воспитывая культуру обращения с предметами, взрослые одновременно формируют у ребенка чувство бережливости, аккуратности, организованности.
Но прежде чем требовать от ребенка, чтобы он правильно обращался с игрушками и пособиями, воспитатель терпеливо напоминает ему, что каждый предмет имеет свое назначение: карандашом — пишут, рисуют; книгу — читают, рассматривают; кубики складывают и т. д. Попутно педагог объясняет, что игрушки, пособия, вещи служат долго, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно. Например: «Кубики после игры убирают в коробку, иначе картинки на них сотрутся, отклеятся, и с ними нельзя будет играть». И если дети не умеют, показывает: «Вот как их укладывают — ровными рядами, плотно прижимая друг к другу. А то крышка не закроется… Поломается коробка — кубики потеряются».
Воспитатель учит ребят
относиться к вещам детского сада, как к своим собственным: «Все, что есть в детском саду: игрушки, книги, мебель — твое, мое, наше. Это общее принадлежит нам всем. Все это надо беречь, иначе не с чем будет играть и заниматься, ребятам станет скучно, а в группе — неуютно, некрасиво». Там, где эта мысль внушается постоянно, где ей придается общественная значимость, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами.
С первой встречи малышей с книгой педагог стремится вызвать уважение к ней. Детям объясняют, что книга расскажет им интересные истории, увлекательные сказки, познакомит с веселыми стихами. «Если ее порвешь или испачкаешь, то прочитать уже будет нельзя и тогда она ничего не расскажет». Старшим детям воспитатель говорит, что школьники учатся по книгам. «Книги — ваши друзья, они делают вас умнее. Благодаря им вы узнаете много интересного о нашей стране, о Москве, о советских солдатах, о жизни разных народов. Книги рассказывают о делах пионеров, о том, как настоящие товарищи выручают из беды своих друзей».
По тому, как выглядят книги в группе, можно определить, достаточное ли внимание уделяется воспитанию у детей культуры обращения с ними.,
…Новенький мальчик, рассматривая книгу, смачивает слюной палец, а затем листает ее. Закрыв последнюю страницу, берет с полки следующую. Вскоре на столе лежат уже все книги. Тут его привлекает разговор двух строителей, и он отходит от стола, не убрав книги. Очевидно, он еще не знает, как полагается обращаться с ними.