Важно дать детям почувствовать себя творцами общих дел для других

В прак­тике же иногда бывает так. Стараясь показать заботу взрослых о детях, им говорят: «Посмотрите, как у нас хорошо. Это для вас постарались строители», «Видите, как чисто, какой порядок?

Воспитателям Важно дать детям почувствовать себя творцами общих дел для других«Это сделали мы для малышей», «Порадуем наших мам», «Сделаем приятное для воспитателя, няни».Хорошо, когда дети становятся участниками добрых дел, вы-, ходящих за пределы своей группы.
В конце лета собрали ребята семена цветов, высушили и положили на хранение до весны. А сеять их будут другие ребята, которые перейдут в следующую возрастную группу. Цветы запестрят на клумбах тогда, когда они, самые старшие, уже станут школьниками.
— Пусть красивым останется наш участок для других ребят!
— А когда и те ребята подрастут и будут собираться в школу, то они поступят так же, как мы,— говорят выпускники детского сада.
Привлекая детей к участию в полезных делах для других, воспитатель разъясняет им, почему это необходимо: посыплем песком дорожки, чтобы никто не поскользнулся, подарим малышам игрушки-самоделки, ведь сами они не сумеют сделать такие.

Научить отдавать, а не только брать — одно из условий воспитания коллективизма, иначе в ребенке будет зреть эгоизм, и все помыслы его будут устремлены на собственные удобства. В практике же иногда бывает так. Стараясь показать заботу взрослых о детях, им говорят: «Посмотрите, как у нас хорошо. Это для вас постарались строители», «Видите, как чисто, какой порядок? Это для вас сделала няня», «Какой вкусный обед для вас приготовил повар», «Эти игрушки чинили для вас ваши папы и мамы» и т. д. Если воспитанники часто слышат «для вас», «вам», то они невольно усваивают мысль: все, что их окружает, предназначено им. Только им. Это воспринимается как должное, и у детей зреют потребительские наклонности, эгоизм, а чувство коллективизма приобретает уродливые формы: «Зачем пришли на наш участок? Выращивайте свой урожай! Имейте свои игрушки, а наши не трогайте! Зачем малышам отдали наших попугайчиков?» — говорят в таких случаях воспитанники одной группы ребятам других групп. Вот почему, подчеркивая мысль, что о детях заботятся, педагог одновременно учит их проявлять внимание и заботу о других.

При правильной организации детский коллектив становится исключительно сильным средством воспитания. Педагог, опираясь на мнение детей, имеет возможность влиять на всех детей и на каждого в отдельности.
Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать и потому злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за плохой поступок, особенно если о нем рассказывают при всех детях. Это очень сильный способ воздействия на детей любого возраста, а в отдельных случаях он равен наказанию. Поэтому его можно применять лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемые ранее, не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то вольно или невольно притупляется чувствительность ребенка.

Особенно не безразлично общественное мнение старшему дошкольнику. Оно становится большой побудительной силой в дальнейшем развитии его коллективности. Оценка воспитателя на виду у ребят — «Ты хороший товарищ» или: «Это не по-товарищески» — приобретает для него особое значение: все слышат, как о нем отзывается воспитатель. Такой прием одновременно воспитывает и всех, кто находится рядом: поощрение вызывает желание подражать, порицание заставляет задуматься, не повторять того, что дружно осуждено.
Воспитатель при помощи общественного мнения старается закрепить пример положительных дружеских взаимоотношений детей. При случае он отмечает: «Валя настоящий товарищ — сам вызвался помочь Лене», «Лиля всегда делится тем, что у нее есть, с другими, поэтому и ребята ничего для нее не жалеют», «Таня помогла в беде Насте. Так всегда поступают настоящие друзья».  
Читайте также:

  • Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окру­жающих, видя в это …
  • Опора на положительные качества ребенка — вот чем должен руко­водствоваться …
  • Педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам
  • Задача педагога — воспитывать в детях чувство ответственности перед коллект …
  • Педагог должен быть всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состо …
  • Просмотрено: 47 раз 10 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий