Педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам

На прогулке Марина сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Воспитатель говорит девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами». Маленький р

Воспитателям Педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникамНа прогулке Марина сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Воспитатель говорит девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами».
Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Воспитатель подсказывает детям, как проявить внимание, сочувствие: «Возьми заводного слоника и покажи новенькой Кате, пусть не скучает», «Коля ушибся, помоги ему встать, отряхни костюм».

По мере взросления детей их подводят к умению самостоятельно руководствоваться правилами: если видишь, кому-то больно — утешь; если новичок грустит о маме, о доме — отвлеки его интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается — помоги, подскажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживаниям. С этой целью воспитатель учит детей присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих: «Узнай у Володи, почему он сегодня невесел», «Спроси у Наташи, вернулась ли из больницы ее бабушка», «Не забудь у Валиной мамы узнать, как чувствует себя Валя, придет ли в детский сад к празднику».
Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям.
Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их.

На участке дети увидели сломанное дерево — полечим его, подвяжем больную ветку.
Ребята готовятся к приему гостей: у них завтра будут присутствовать мамы, папы и бабушки. Сколько волнений! Как их принять, что показать, как проявить гостеприимство?
Каждый день воспитатель отмечает отсутствующих детей в табеле. И даже это может стать способом вызвать у детей заботу о товарище. «Кого у нас нет? Все ли сегодня пришли? Кто знает, почему нет Гриши? Как жаль, что все еще не поправился Леня: сегодня идем на экскурсию, а он будет лишен этого удовольствия». Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого-то нет в этой дружной семье, его ждут, ему надо посочувствовать. Так воспитатель побуждает ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать. Гуляли в лесу — нашли удивительный сучок, похожий на птицу. Эту находку передадим заболевшему, пусть полюбуется и порадуется! Рисовали о том, что видели на экскурсии, лучший рисунок отправим ему по почте: пусть знает, что ребята не забыли о нем. А может быть, кто-то вылепит смешную фигурку из глины или сделает забавную игрушку из шишек? А еще лучше, если сами ребята придумают, что сделать для товарища. Все вместе думают над коллективным письмом. Ребята диктуют — педагог пишет. Всегда находятся события, о которых хочется рассказать товарищу.
После долгого отсутствия ребенок вернулся в детский сад. Теперь время порадоваться его приходу, тепло встретить, расспросить о самочувствии, рассказать о новостях. Воспитатель подчеркивает: как хорошо, когда все вместе.  
Читайте также:

  • Педагог должен быть всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состо …
  • Важно дать детям почувствовать себя творцами общих дел для других
  • Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окру­жающих, видя в это …
  • Звуковая культура речи (звуки в, ф). Чтение детям рассказа «Еж» Е. Чарушин …
  • Созданию хорошего настроения способствует и тон воспитате­ля, и его умение …
  • Просмотрено: 54 раз 10 декабря 2010

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий