Дети часто видят, что он — инициатор добрых дел.
Ребята окружили свою воспитательницу. Зачем она принесла такую длинную рейку? Что она собирается делать?
— Вижу беспорядок у нас на участке: некуда повесить кофту, рубашку, приходится класть их на лавочку. Это неудобно. Сделаю вешалку, одежда не будет мяться.
Охотников помочь находится немало: размечают расстояние между крючками, подают гвозди. Здесь же созревает решение: сделать такую вешалку и для малышей.
…Каждый день, идя в лес, старшие дети перепрыгивают через канавку. Это вызывает удовольствие: и нетрудно, и интересно. Но вот педагог ставит перед ними вопрос: а как здесь перебираются малыши? Дети предполагают: наверное, их переносят, они маленькие, сами не смогут перепрыгнуть. Тогда воспитатель заставляет их задуматься: «Легко ли это воспитательнице?»
И созревает решение: соорудить мостик для малышей! Все вместе обсуждают, как сделать, чтобы он был прочнее, удобнее. Все вместе идут к столяру дяде Пете с просьбой. Помогают ему во всем: и дощечки отмеряют, и гвозди подают, и
стружки убирают.
Через несколько дней мост готов и установлен с помощью взрослых. Педагог предлагает своим воспитанникам посмотреть, как теперь малыши станут перебираться через канавку. Заметят ли мостик? Дети наблюдают, с каким восторгом малыши шагают по мосту. А добрые слова воспитателя малышей, адресованные «неизвестным и скромным строителям», вызывают радость у старших. Так воспитатель дает возможность почувствовать детям удовлетворение от участия в труде. А это служит стимулом для дальнейших добрых дел: то они соберут корзиночку ягод для заболевшего товарища, то вымоют игрушки малышам.
Так на практике дети познают: труд приносит радость. Мотив — быть полезным для других — начинает занимать все более значительное место в жизни старшего дошкольника. Трудовая направленность постепенно приобретает общественный характер: «сделаем для малышей, для другой группы, для другого детского сада, для своей будущей школы».
И воспитатель старших групп стремится сделать так, чтобы труд на общую пользу был постоянным. Он договаривается с воспитателями младшей, средней групп о том, что могут сделать его воспитанники для них.
— Ребята,— обращается воспитательница младшей группы к старшим дошкольникам,— я узнала, что у вас работает мастерская добрых дел. Можете вы мне помочь?
Мои малыши еще не умеют стирать кукольное белье. Не могли бы вы это сделать? Или:
— Мне надо научить детей наклеивать кружочки — бусы на новогоднюю гирлянду. Но одной мне не вырезать так много кружочков. Я прошу ваг помочь мне.
Педагог учит детей, как можно стать полезным для других: «Будем готовить сказку и покажем ее другой группе. Поможем взрослым сделать декорации и костюмы», «Соберем цветочные семена и пошлем их в другой детский сад, где еще нет таких цветов», «Сделаем закладки для книг и отдадим в школьную библиотеку», «Вырастите комнатные растения и возьмете их в школу».
Все это рождает инициативу, пробуждает желание быть полезным, воспитывает трудолюбие.
Наша советская действительность насыщена примерами коммунистического отношения к труду. И задача педагога — донести до детей смысл и значение трудового патриотизма взрослых, приобщить детей к окружающей жизни, вызвать страстное желание быть похожими на советских тружеников. В решении этой задачи первостепенное место занимает ознакомление детей с трудом людей. Наблюдения за трудом взрослых помогают детям осмыслить его необходимость и общественную значимость, увидеть примеры отношения людей к своей работе, характер взаимоотношений, основанных на уважении к окружающим взаимной заботе и помощи.
Естественно, дети прежде всего обратят внимание на изменение вещей в процессе труда (доска была неровная, шершавая — стала гладкой, блестящей; стена была грязная — стала нарядной, красивой и т. д.). На основе таких первых впечатлений воспитатель подводит детей к пониманию значимости труда и отношения взрослых к нему, проявления ими высоких нравственных качеств: «Николай Иванович чисто подмел дорожки, нигде листьев не осталось. Как приятно по ним идти! Заботливый Николай Иванович, старательный!» Или: «Хорошо поработали строители. Порадовали новоселов удобными квартирами!»
Постепенно дети начинают понимать, в каких конкретных поступках выражаются такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу.
Воспитатель находит время и повод, чтобы побеседовать с детьми о труде их родителей, высоко оценить его, вызвать желание узнать побольше об особенностях работы мамы или дедушки, других членов семьи. А затем поддержит завязавшийся разговор между детьми и подведет итог: «все работы хороши», «работа всякого нужна одинаково».
Воспитатель обращает внимание детей и на труд взрослых в семье. Так, например, перед выходным днем напоминает: «Вы но забудете помочь маме, когда она будет готовить обед?», или: «Наверно, вы вместе с бабушкой будете убирать комнату», или: «Если папа пойдет в магазин, предложите ему помочь донести продукты» и т. д.
В повседневном общении с детьми немало моментов, когда естественно может возникнуть разговор о домашних делах членов семьи. И тогда у старших дошкольников воспитатель спросит:
— В семье дома все заботятся друг о друге. А какие дела тебе поручают мама, папа? А что ты делаешь каждый день для папы, мамы, сестренки (братишки)?
Конечно, если педагог поместит на стенде для родителей советы о том, какие трудовые поручения доступны детям и могут стать их обязанностью, то семья будет больше вовлекать их в общий труд, и ответы детей станут разнообразнее, отражая расширение содержания их деятельности в семье.
Большое воспитательное значение имеет и включение детей в труд взрослых. Участие старших дошкольников в совместных делах со взрослыми поможет им почувствовать удовлетворение от причастности к коллективной работе, проникнуться пафосом трудового порыва. И если дошкольникам недоступно участие в труде взрослых за пределами детского сада, то вполне посильна их помощь внутри его.
Сажают деревья на участке детского сада, пусть дети помогут взрослым: подержат стволы, подадут колышки, заровняют землю, польют молодые посадки.
Готовите спортивную площадку — пусть ребята помогут разметить ее, очистить от камней. Высаживаете рассаду — пусть ваши воспитанники аккуратно принесут ее, польют.
Трудятся родители на субботнике по благоустройству участка — организуйте и детей. Пусть растущий человек чувствует себя участником общего полезного дела.
Коммунистические субботники. Разве это не удивительный пример солидарности, который может оказать сильное влияние на формирование трудовой направленности детей, если приобщить их к общему трудовому подъему?!
…Приближается день всенародного субботника. Педагог стремится создать у детей соответствующее настроение, правильное отношение к предстоящему событию.» читает рассказ об участии Владимира Ильича Ленина в первом субботнике, объясняет детям смысл этого слова, значение всенародного движения.
Все чаще и чаще дети говорят о приближающемся субботнике, спрашивая у воспитателя: «Скоро ли все люди выйдут приводить в порядок город?» Один вспоминает о плакате, который рассмотрел по дороге в детский сад, другой делится впечатлениями о том, как папа и мама готовятся к субботнику, третий рассказывает, что по телевизору была передача о подготовке ко Всесоюзному субботнику. Появляются и такие сообщения:
— Моя мама вчера вечером рукавицы шила. Это она на субботник готовилась. И себе сшила, и своим товарищам. Они будут городской сквер расчищать.
— Меня завтра поздно заберут домой, потому что все работать будут на субботнике: и папа, и мама, и даже дедушка.
Воспитатель обобщает эти высказывания:
— Сейчас вся страна готовится к субботнику, каждый будет трудиться для того, чтобы наряднее стали наши города и села. В нашем детском саду тоже будет субботник. Все воспитатели, няни, повара решили в этот день расчистить участок, окопать деревья, убрать мусор, покрасить беседки. А вы тоже, наверное, хотите поработать вместе с нами?
И на восторженное «да, да!» предлагает подумать, кто что будет делать, чтобы участок детского сада украшал улицу, радовал своим нарядом тех, кто проходит здесь.
А в день субботника дети, озабоченные и гордые оказанным им доверием, помогают взрослым. Пусть их доля еще очень невелика, зато насколько она значительна для нравственного воспитания! Как важно, что ребенок чувствует себя участником дел взрослых. Он с гордостью сообщает: «И я участвовал в субботнике. Я работал вместе со взрослыми!» А самое главное — он проникся пафосом коллективного труда.
Так педагог идет к главной цели в трудовом воспитании дошкольников — закладывает основы, которые помогут нашим воспитанникам стать в будущем достойными членами рабочих коллективов.