Завершить начатое, Добиться выполнения задуманного для ребенка Дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.
… Нетерпеливой Наташе закончить начатое дело не всегда посильная задача. Это хорошо знает педагог, поэтому поручение, требующее длительной сосредоточенности, он дробит на маленькие этапы: предлагает навести порядок в шкафу с пособиями, сначала убрав полку, где хранятся книги, затем другую, на которой расположено все для изобразительной деятельности. Для девочки такое задание, разделенное как бы на два этапа, выглядит конкретно и выполнимо, мобилизует ее: ведь гораздо легче спорится дело, если виден конец работы! А слова одобрения, высказанные воспитателем, и зримый результат ее стараний — порядок в шкафу — все это принесло удовлетворение ребенку.
От интересного к обязательному — таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности. Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П. А. Рудик подчеркивает: «Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе следующие три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей человека области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью.
Чувство удовлетворения свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой».
Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать Стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное — увлекательным, трудное и малопонятное — доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом
одного из важных принципов — принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого
(«Не хочу, но надо»; «Это не интересно, но обязательно»; «Это трудно, но выполнимо, если постараться»).
Помогают преодолению детского «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.
Находясь в обществе сверстников, ребенок учится добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Все это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить («хочу — добьюсь»), но и в умении отказаться от своего желания. А. С. Макаренко в этой связи писал: «Если… ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли».