Воспитателям Например, на основании наблюдений и изучения детских работ педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие — механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третьи — случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.
Так у первых педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.
У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.
Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности и с этой целью дает поручения, связанные с занятиями в уголке,— рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы. Педагог выставляет удавшиеся работы ребенка, тем самым поощряя его. Иногда помогает, показывает, как справиться с задуманной работой, как подобрать цвет, смешать краски и т. п. Учит применять имеющиеся знания и навыки для передачи новых форм, цветосочетаний, композиций. Так, шаг за шагом воспитатель повседневно формирует интерес в любом виде деятельности.
Более успешно происходит развитие у детей интереса к деятельности в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.
… Мерный детский говор, отсутствие шума и беготни создают иллюзию общей занятости. Однако первое впечатление может быть ошибочным, особенно если присмотреться попристальнее, кто чем занят. Случается, что время отдельных детей заполняется самым обычным тихим ничегонеделанием: они пассивно наблюдают, переходя от одной группы играющих и занимающихся к другой. Такие дети как будто бы никому не мешают, не шумят, не конфликтуют, не надоедают вопросами, шалостями. Это «удобные дети», как называл их польский педагог Януш Корчак, «которым и одиночество не слишком надоедает, да и в деятельности они не нуждаются».
Внутренний мир «удобных детей», их интересы, вкусы, устремления остаются некоторое время закрытыми для педагога: такие дети не привлекают внимания воспитателя, так как их поведение внешне подчинено общему течению жизни группы. Между тем, «удобные дети» нуждаются в пристальном внимании воспитателя, его педагогическом влиянии. Ведь среди них встречаются не только такие, которые, по выражению Я. Корчака, «Сами себе выдумывают игру», но и такие, которые более склонны разделять замыслы других ребят, чем воплощать свои. Они тем и удобны, что не умеют отстаивать свое право на выполнение желаемого. Они соглашаются в силу своей покладистости с любым предложением товарища. «Давай играть»,— предлагает ему сосед, и тот играет. «Давай строить»,— и это его устраивает… Конечно, такие дети не правило, а исключение. Но и их надо иметь в виду, иначе у них могут сформироваться безволие, робость, неумение постоять за себя, за воплощение своих замыслов. А деятельное начало, столь характерное для детской натуры, станет постепенно усыпляться привычным ничегонеделанием.
Случается, что ребенок длительно наблюдает за играми и занятиями сверстников, а сам не принимает в них участия. Это не всегда признак отсутствия интересов. Ведь то, что он внешне бездеятелен, не мешает ему активно мыслить, всматриваться… Он как бы накапливает сведения, навыки, умения, необходимые ему для воплощения замысла. Кстати, нельзя не учитывать и других причин, заставляющих иногда ребенка оставаться пассивным,— робость, неуверенность в своих возможностях, отсутствие навыков и знаний. Только глубокое понимание причин, в силу которых воспитанник в данный момент занимает позицию наблюдателя, дает возможность педагогу сделать правильные выводы о наличии у него интереса.
… Валерик подолгу простаивает возле ребят, которые что-то пилят, сколачивают, мастерят. Но сам не решается взяться за молоток и гвозди. «У меня не получится!» — вздыхает он с сожалением и отходит в сторону, когда ребята просят его помочь.
Заметив заинтересованность мальчика, воспитатель предлагает:
— Хочешь сделаем парусную лодку, как у Вадика? Пойдешь гулять, будешь пускать ее в ручейке.
Перспектива заманчива. Однако мальчик отказывается все по той же причине: «Не умею. Никогда не делал — не получится».
— С первого раза не у каждого получается, давай помогу. И вот вбит последний гвоздь, прилажена мачта… Наконец
готова незамысловатая игрушка-самоделка, но сколько радости она доставила ребенку! Главное же — взят барьер нерешительности. А терпение воспитателя и время делают свое дело — теперь мальчик часто берется за молоток, вместе с другими ребятами пилит, приколачивает. А когда что-то не удается, воспитатель незаметно помогает, подсказывает.
Проанализируем, что помогло мальчику преодолеть нерешительность?
Не ошибемся, если сделаем предположение, что Валерика влекло к конструированию еще тогда, когда он подолгу простаивал возле ребят, занимающихся поделкой игрушек. Однако его интерес оставался бездейственным, созерцательным. Помощь воспитателя позволила реализовать этот интерес.
Но даже увлекательное дело — не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а, наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.
Читайте также:
Просмотрено: 29 раз 10 декабря 2010