Ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит воспи­тателю

Он непрерывно влияет на всех детей сразу и одновременно на каждого из них: словом, жестом, молчанием. И тогда, когда он разговаривает с одним, а слышат остальные; и тогда, когда объясняет од

Он непрерывно влияет на всех детей сразу и одновременно на каждого из них: словом, жестом, молчанием. И тогда, когда он разговаривает с одним, а слышат остальные; и тогда, когда объясняет одному, а другой вслушивается; и тогда, когда одного хвалит, а другие здесь же присутствуют; и тогда, когда что-то делает для группы (мастерит, чинит, шьет, рисует, оформляет к празднику) в окружении любопытных; и тогда, когда разговаривает с мамой, папой или бабушкой воспитанника.

Возьмем, например, разговор с родителями в присутствии ребенка. Насколько это значительно для него! Что говорит о нем воспитатель? Как и в каком тоне ведет рассказ о его поведении, его победах над собой,
провинностях, успехах? Мягко? Тактично? С иронией? Или это жалобы, за которыми ребенок чувствует нескрываемое раздражение?
Всегда следует иметь в виду, что такой разговор одновременно воздействует и на родителей, и на ребенка.
— Где там мой неслух? Ну-ка, неисправимый, признавайся, как себя вел? — с пристрастием допрашивает мать пятилетнего сына, хотя обычно он ведет себя хорошо.
— В нашей группе ни одного непослушного,— говорит воспитатель.— Вот, например, ваш сын — хороший помощник: он помогает мне и новенькому Леве. А завтра он у нас будет дежурным. Это значит сразу всем помогать будет — ребятам, няне, мне.
Воспитатель многозначительно смотрит на мать «неисправимого», и та, поняв взгляд педагога, подхватывает доброжелательный тон. Разговор обретает уже иное направление.

Ребенок не остается равнодушным к словам воспитателя. Лицо отражает чувство собственного достоинства: мамины эпитеты «неслух» и «неисправимый» вытеснены такими нужными, необходимыми словами — «помощник», «послушный».
Разговор с родителями о ребенке в его присутствии требует большого такта. И он дает эффект, если педагог умеет учесть особенности ребенка и родителей, содержание предстоящего разговора (ведь не обо всем допустимо вести речь при воспитаннике!). А рассказать о ребенке нужно так, чтобы родители с полной серьезностью отнеслись к сказанному, а воспитанник извлек для себя урок (добрый урок!).

Работники дошкольных учреждений не должны забывать один из важных советов А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение». Сказанные родителям, эти слова имеют прямое отношение к воспитателям, так как дети, находясь весь день в дошкольном учреждении, видят в педагоге образец поведения, а это обязывает его помнить о своей ответственности, о непрерывности влияния.

Непрерывность влияний следует понимать как постоянное воздействие взрослых на ребенка в отдельности и на коллектив в целом, как воздействие коллектива на отдельного ребенка. Дети воспитываются всей суммой влияний, оказываемых на них и людьми, и окружением: педагог, сами дети и установившиеся отношения между ними; трудовой стиль коллектива сотрудников детского сада; атмосфера доброжелательности, деловитости и спокойствия; тон отношений работников группы между собой, с детьми и с родителями воспитанников; чистота и порядок в помещении, все окружающие вещи; даже игрушка, возвращенная к жизни руками самих ребят или взрослыми.
Понимая, что воспитание — процесс непрерывный и в нем не может быть пауз, элементов стихийности, педагог работает с полной отдачей сил на протяжении всего дня.

Развитие и воспитание дошкольников