Работа с детьми — это творчество

Педагог не может работать по шаблону. Его творчество проявляется и в умении прогнози­ровать, какой из приемов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребенка, и в способности индивидуа

Педагог не может работать по шаблону. Его творчество проявляется
и в умении прогнозировать, какой из приемов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребенка, и в способности индивидуализировать педагогические приемы при сохранении методического единства. А это значит, что воспитателю необходимо обладать умением быстро выбирать средство воздействия на ребенка в зависимости от его особенностей и сложившейся ситуации; определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения из общепринятых правил, а когда такие отступления недопустимы; избегать конфликтов с ребенком и разрешить их между детьми по справедливости.

Очень важно уметь определять дозировку педагогических воздействий. При неправильной дозировке может получиться результат, противоположный ожидаемому: задушевная беседа с ребенком превратится в нудную нотацию, уговоры — в упрашивания, строгость — в одергивания, доброта — во всепрощение, похвала — в стимул для поведения напоказ и т. п.
Творчество педагога проявляется и в способности определять дистанцию в отношениях с детьми. Бесспорно, что он должен быть близким человеком для них, но как это понимать?

Антон Семенович Макаренко, например, говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Позиция воспитателя по отношению к детям не может быть постоянной, она меняется от многих обстоятельств.
Вот одна ситуация, когда воспитатель над детьми — он распоряжается, советует, объясняет, показывает, поправляет. В этом случае он начальник, он старший, он воздействует силой своего авторитета.
Вот другая: воспитатель в гуще детей — он играет вместе с ними, радуется, огорчается, удивляется, сердится… Сейчас он как товарищ со своими питомцами. В этом случае с ним можно посмеяться, поспорить, побегать взапуски, пошутить.
А вот еще: воспитатель рядом с детьми. Он наблюдает за ними, их деятельностью, отношениями со сверстниками. Его присутствие неощутимо для питомцев, поэтому они ведут себя свободно и непринужденно.

Воспитатель сочетает эти способы управления детьми. Нельзя, чтобы педагог всегда выступал перед детьми только в роли начальника: постоянная дистанция исключает близость и доверительные отношения между воспитателем и детьми, будет подавлять их. Плохо, если воспитатель для детей — только товарищ. Здесь не избежать панибратства. И тогда трудно добиваться послушания. Недопустимо, если он только рядом с детьми, если он только наблюдает за ними.

Развитие и воспитание дошкольников