Мастерство педагога проявляется в его умении сочетать много­образие методов и приемов

Особенно важно иметь в виду в отношении старших детей, когда они уже способны самостоятельно оценивать, что дозволено, а что нет, что хорошо, а что дурно. Косвенное воздей­ствие становится с

Особенно важно иметь в виду в отношении старших детей, когда они уже способны самостоятельно оценивать, что дозволено, а что нет, что хорошо, а что дурно. Косвенное воздействие становится стимулом моральной самостоятельности ребенка.
…И Сережа, и Оксана держатся за велосипед, каждый тянет его к себе. Еще мгновение — и вспыхнет ссора. Назрел момент для вмешательства взрослого. Как поступить по справедливости?

Можно так: потребовать, чтобы один уступил другому («сначала Оксана покатается, а потом Сережа»). В этом случае они вынуждены будут действовать по приказу старшего, исключающему какую-либо самостоятельность в разрешении возникшего конфликта.
А можно иначе, с прицелом на добровольную уступку одного ребенка другому.
— Не тяните, пожалуйста, велосипед, а то поломаете, и он никому не достанется,—; шутит воспитатель и мягко кладет руку на побелевшие от напряжения кулачки Сережи и Оксаны.
А когда дети успокаиваются, спрашивает их:
— Кто из вас сильнее, ну-ка скажите?
— Я,— говорит Оксана.
— Нет, я! Я и ростом выше! — добавляет веский аргумент в свою пользу Сережа.
— А я не верю, что ты сильнее Оксаны,— говорит ему воспитатель. Мальчик с удивлением вскидывает голову, а педагог продолжает: — Не верю потому, что сильные уступают тем, кто послабее, заступаются за них. А ты как поступил?

Мальчик не ожидал такого поворота. Оторопел. А затем, махнув рукой, говорит:
— Ладно уж, пусть катается первая!
На его лице недовольство. Это не ускользает от внимательного взгляда педагога. И он добавляет:
— Молодец, Сережа. Теперь я вижу, что ты действительно большой и сильный. Настоящий мужчина!
Вот это уже совсем другое дело! Теперь даже приятно уступить. Весь облик мальчика отражает чувство собственного достоинства.
Ребенку важно верить в то, что он большой:
«Я большой» — значит, я все умею, все могу.
«Я большой» — значит, я должен помогать малышам.
«Я большой» — значит, сильный и обязан заступаться за слабого и обиженного.
«Я большой» — значит, я — пример для маленьких. Вести себя плохо — стыдно.
«Я большой» — значит, иногда приходится уступить тому, кто поменьше.

Развитие и воспитание дошкольников