Формирование личности — это длительный, непрерывный процесс, который не может быть ограничен ни местом, ни временем и
не дает результатов от прямолинейного разового воздействия. Много косвенных, незримых для воспитуемого воздействий потребуется со стороны педагога и родителей, чтобы, к примеру, у ребенка с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировать коллективистские навыки, чтобы привить трудолюбие, доброту, отзывчивость.
Формирование личности требует комплексного подхода, ибо ребенок не воспитывается по частям. Педагог ясно отдает себе отчет в том, что воспитание — процесс целостный и что невозможно решать ни одну из поставленных задач изолированно от других. Так, формируя нравственную сферу личности, педагог воздействует и на ее интеллектуальную сферу (ребенок должен знать о нормах поведения, об отношениях, характеризующих человеческую деятельность и т. д.), эмоциональную (охватывающую круг интеесов и отношений к хорошему, к плохому, к окружающим людям, детскому саду, Родине) и волевую действенно-практическую (у ребенка должна быть потребность поступать нравственно, доводить начатое дело до конца, считаться с интересами окружающих и т. п.). Без этого и его знания, и отношения не перерастут в нравственные поступки.