Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом опре­деляют успешный результат в формировании личности

У непосед воспитатель в первую очередь стремится сформи­ровать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. Их необходимо чаще переключать от

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение малышей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз. Например, держа в руках веселого Буратино или мохнатого медвежонка, от их имени поздоровается с малышом, расскажет смешную историю, обратит внимание на красивое платье, похвалит за проявленную самостоятельность, пригласит в группу к детям. Ребенка постарше увлечет книжкой с картинками, конструктором или игрой в бильярд. А шустрая белочка, разноцветный попугай, рыбки или забавная движущаяся игрушка способны заинтересовать детей любого возраста. Воспитатель не допустит, чтобы кто-то из ребят грустил, постарается отвлечь его, поиграв вместе с ним, поможет найти дело по вкусу.
С первого дня педагог изучает детей, их поведение, отдельные реакции
в самых различных ситуациях, в самой разнообразной деятельности. Ведь найти ключ к каждому из них можно лишь в том случае, если знаешь, что собой представляет ребенок, чем интересуется, чем живет, что радует его, как относятся к нему сверстники.

Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. (Потому-то один и тот же подход к разным детям никогда не дает одинаковых результатов!) «Понимаю ли я своих питомцев?» — вопрос, который постоянно ставит перед собой педагог и тогда, когда он имеет дело с новой группой, и тогда, когда работает с детьми не первый год. «Володи, Сережи, Марины растут, и сегодня они уже не те, что были вчера,— повзрослели, поумнели, приобрели новые черты характера. В нужную ли сторону произошли изменения? Или что-то не так, как хотелось? Права ли я в своих оценках? Не принимаю ли иногда настойчивость Марины за капризное упрямство? А Оля послушна, покладиста, уступчива, сговорчива. Но проявление ли это дисциплинированности и воспитанности или пассивности?

Почему один охотно делится лакомством, а другой действует по принципу: не дам, потому что мое! Почему Кирюша с мамой нежен и ласков, к воспитателю внимателен, но равнодушен, а подчас даже жесток ко всему живому? Как могут уживаться такие противоположности? Почему Леша в детском саду ведет себя примерно, а дома с ним сладу нет? Почему Наташа так высокомерна с ребятами? Может быть, перехвалили?»
У педагогов, стремящихся вникать в мотивы детского поведения, несчетное количество «почему». И ответы на них воспитатель находит не сразу, а в результате повседневных наблюдений за детьми.
Трехлетний Сережа, недавно поступивший в группу, ведет себя агрессивно: отнимает игрушки, замахивается на сверстников, пронзительно кричит, когда его усаживают за стол, отказывается днем спать. А дома спокоен, уравновешен. Чем это объяснить? Наблюдения за малышом и беседы с родителями помогли воспитателю выяснить причины его поведения: новая обстановка, «чужие» взрослые, режим, не совпадающий с домашним,— все это непривычно и выводит его из равновесия.

Очень важен выбор правильного подхода к ребенку, соответствующего его особенностям и ранее сложившимся привычкам. Безусловно, строгость и непреклонность к новенькому Сереже неуместны: это только усложнит его привыкание к детскому саду.
Дети, настроение которых отличается неустойчивостью, требуют особого подхода: Эти дети часто в миноре, даже самые ничтожные причины могут огорчить их и вызвать плач. И хотя их чувства не выражаются бурно, они чутко реагируют и на тон воспитателя, и на его настроение (понимают педагога с полуслова). Они особенно нуждаются в добром слове, ласке, внимании. А поощрение для них равно эликсиру, вызывающему хорошее настроение.

Детям робким, неуверенным в своих возможностях, с трудом вливающимся в коллектив сверстников, воспитатель старается внушить уверенность: подбадривает на занятиях, дает посильные поручения, хвалит за удачно выполненное задание, ставит в пример.
Это как раз те дети, которые меньше всего досаждают воспитателю своим поведением и которые зачастую выпадают из поля зрения. При излишней строгости у них еще более развивается застенчивость, которая может затем перейти в замкнутость.
Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение — Сашенька, Натуся, Игорек, а не холодно-официальное — Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены и два Вовы, то и тогда необязательно называть их по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык: Вовик, Вовочка, Леночка, Аленушка, Ленуся.
Сколько хлопот доставляют дети чрезмерно возбудимые, неуравновешенные и подвижные! Они вездесущи, как солнечный зайчик. Шумные игры им больше по душе, чем требующие тишины, выдержки. Они легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками, зато и зачинщиками конфликтов чаще всего бывают именно они.

У непосед воспитатель в первую очередь стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. Их необходимо чаще переключать от подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно заняты чем-то полезным. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. Ведь от неподвижности дети утомляются, и это нередко ведет к озорству.
Переключить на спокойные игры или занятия не означает усадить ребенка вопреки его желанию за книги или дать в руки карандаш и приказать: «Рисуй!» Подобные распоряжения могут лишь вызвать негативную реакцию. Чтобы заинтересовать спокойным занятием, существует множество приемов. Например, поиграть вместе с детьми, показать, как пользоваться новой игрушкой, предложить позаниматься с товарищем. Вот воспитатель собирает вокруг себя несколько таких неугомонных и рассказывает интересную историю. Потом расспрашивает их о том, чем они занимаются дома. Или что-то мастерит к празднику, а на вопросы детей «Что это будет?» — предлагает догадаться самим…

Педагог старается быть для них человеком интересным, к которому они испытывали бы тяготение, желание быть рядом. Он понимает, что в установлении контакта с «шустриками» неуместны частые замечания. Если ребенок то и дело слышит: «Уймись!», «Тише!», «Посиди!», «Успокойся!», то он может потерять интерес и к воспитателю, и к детскому саду («Там все нельзя да нельзя!»).
Иногда в детском саду встречаются дети, которых приходится перевоспитывать. Конечно, с такими детьми педагогу нелегко. Однако именно он, умный, терпеливый, знающий секреты воспитания, обязан решать эту задачу. И как бы это ни было сложно, но в дошкольном возрасте сделать все еще не поздно.

Развитие и воспитание дошкольников