Упражнения для формирования практических умений

Упражнения крайне необходимы для формирования практических умений и прежде всего после первоначального ознакомления с технологией выполнения швов. Обычно первоначальное выполнение швов осуще

Упражнения крайне необходимы для формирования практических умений и прежде всего после первоначального ознакомления с технологией выполнения швов. Обычно первоначальное выполнение швов осуществляется на образцах. Для каждого класса приемы обучения швам и упражнениям в их усвоении имеют свои особенности. Так, в I классе усвоению технологии выполнения швов помогает предварительная разметка ткани для образца. На ней для каждого шва карандашом по линейке проходят тонкие линии, на которых размечают на одинаковом расстоянии (5 мм) точки. В этих местах делают проколы иглой, более подробно о приемах обучения швам, плетению и упражнениях рассказано в разделах, посвященных особенностям работы. с тканью в каждом классе.

После ознакомления с новым швом на образце учитель предлагает детям выполнить несколько изделий, которые, по существу, являются упражнениями для закрепления полученных знаний. Постепенно в ходе упражнения ученик приобретает умение выполнять тот или иной шов правильно, аккуратно и уверенно.

Полезно поупражняться в завязывании узелка на конце нитки, в закреплении нитки на ткани без узелка, в снятии мерок и др.

Упражнения применяются и иначе. Например, учащиеся I классов обычно встречают затруднения в резании ткани. После резания бумаги это им удается не сразу. В таких случаях учитель предлагает детям поупражняться в резании ножницами обрезков ткани в произвольных направлениях.

После первоначального ознакомления с различными операциями, необходимыми для обработки ткани, текстильных изделий, и соответствующих упражнений учащиеся используют полученные умения в процессе изготовления изделий, предусмотренных программой.

Постепенно на каждом уроке к первоначальным операциям учитель добавляет одну-две новые. Он подбирает такие изделия, которые выполняются в результате применения всех этих операций.

Например, после усвоения детьми в I классе шва «вперед иголку» учащиеся выполняют какую-либо простейшую работу (игольник-подушечка, метка). Для выполнения этих работ используются четыре операции: разметка ткани по выкройке, выкраивание ткани, обработка края изделия, окончательное оформление всего изделия.

По мере накопления у детей практического опыта некоторые уроки посвящаются выполнению работ с использованием только известных операций.

Таким образом, не считая занятий, на которых учащиеся получают первоначальные знания по обработке тканей и текстильных изделий-, значительную часть каждого урока труда составляют упражнения в совершенствовании практических умений. В соответствии с учебной программой учащиеся изготавливают различные изделия. Многократными повторениями необходимых операций учащиеся закрепляют усвоенный материал, вырабатывают необходимые трудовые умения.

В выборе метода многое зависит от знаний учащихся, уровня их практической подготовки. Если учитель наметил познакомить детей с одним из вопросов текстильного материаловедения, то ему необходимо установить, что учащиеся знают о тканях, об их производстве и ассортименте. После этого он определяет, будет ли использован на уроке метод беседы или рассказа, какой необходимо подобрать иллюстративный материал, какие нужно провести опыты и наблюдения.

В разделах пособия, где изложен конкретный практический материал, нет ссылок на методы, которые можно использовать. В зависимости от темы и цели каждого урока учитель сам определяет, какие методы явятся на данном уроке наиболее целесообразными. Особое внимание необходимо уделить самому широкому использованию различных видов наглядности: образцы материалов и инструментов, образцы изделия, инструкционные таблицы (графические или предметные), поэтапные методические разработки, чертежи и технические рисунки, выполненные учителем на доске, фотографии или рисунки изделий.

Развитие и воспитание дошкольников