Рассказ — это краткое последовательное изложение фактического материала. Этот метод на уроке труда может использоваться в различных случаях. Рассказом может быть начато изучение нового раздела программы. Например, приступая к изучению раздела «Работа с тканями и волокном» в I классе, учитель говорит учащимся о необходимости приобретения знаний, умений и навыков по шитью. В доступной форме
он приводит убедительные примеры из жизни детей и взрослых, подтверждающие, какую услугу навыки шитья оказывают людям в различной обстановке (на военной службе, в походах и экспедициях, в пионерском лагере). В форме доступного и непродолжительного рассказа учитель часто излагает материал урока, например о тканях, сырье, идущем на изготовление текстильных изделий, производстве, ведущих специальностях на ткацкой, прядильной или швейной фабрике и т.д.
При помощи небольшого рассказа учитель помогает учащимся уяснить цель и назначение изготовляемых поделок. Например, при изготовлении книжечки-игольницы в I классе учитель рассказывает о ее назначении, о соблюдении правил техники безопасности на уроках шитья. Учитель показывает различные образцы игольников и говорит, что в I классе учащиеся сделают самый простой, но удобный игольник, а во II и III классах можно будет сделать более сложный и нарядный образец.
Рассказ учителя о назначении изготовляемого изделия делает груд целенаправленным, осмысленным, особенно если ранее учащиеся не встречались с подобным изделием или имеют о нем слишком общее представление.
В рассказе на уроке труда в начальной школе может быть использовано повествование или описание. В первом случае учитель создает у учащихся картину сменяющих друг друга и связанных между собой явлений. В повествовательной форме хорошо рассказать о процессе изготовления тканей и родственных материалах и изделий из них, о соответствующих производствах.
В рассказе-описании излагаются свойства материалов, изделий, устройство инструментов, приспособлений, характерные их особенности. Часто в рассказе сочетается повествование с описанием, что дает возможность всесторонне излагать учебный материал.