Значение и содержание работ с тканью

Программа по трудовому обучению для начальных классов ставит перед учителем конкретные задачи, которые выражаются в следующем: а) расширение и систематизация индивидуального и коллективного

Программа по трудовому обучению для начальных классов ставит перед учителем конкретные задачи, которые выражаются в следующем:

  • расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, о технике, а также усвоение ими определенных знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах работы с ними;
  • обучение определенным трудовым умениям по обработке тканей и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умения работать по чертежу (при изготовлении выкроек);
  • формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, самостоятельности в труде, трудовой дисциплины, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде;
  • всестороннее развитие и воспитание учащихся в процессе труда: умственное, нравственное, эстетическое и физическое.

Исходя из этих общих для трудового обучения задач, тема программы «Работа с тканью», относящаяся к разделу «Технический труд», имеет свое содержание, свое значение и конкретные задачи. Общее количество часов, отведенное на эти работы, несколько меньше, чем отводимое на другие виды труда, но это не умаляет значения работ по шитью, вышиванию и плетению.

Как определяет программа, знания и умения по обработке тканей и текстильных материалов в равной мере необходимы девочкам и мальчикам. Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Любовь к шитью, вышиванию и другим рукодельным работам, привитая детям с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь.

Политехнические знания, даваемые детям на уроках по шитью, расширяют их кругозор, обогащают представления об очень распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, об отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, об их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Дети получают главным образом первоначальные сведения о текстильной и швейной промышленности и некоторых их отраслях.

Полученные знания дают возможность сравнивать ткани и волокнистые изделия с бумагой и картоном, находить общие свойства, устанавливать различия. Например, мокрая бумага быстро теряет прочность и легко рвется, а увлажненная хлопчатобумажная ткань, наоборот, делается более прочной. Оторвать кусок от
мокрой ткани труднее, чем от сухой. Шить мокрую ткань сложно, так как игла через нее проходит с трудом. Многие ткани от воздействия влаги уменьшаются в размере, особенно искусственные. Во всем этом можно легко убедиться на практике, проделав несложные опыты и практические работы с небольшими кусочками материала.

Экскурсии на производство, знакомство с трудом взрослых дают представление о производственной деятельности людей. Учащиеся видят, сколько труда затрачивается для того, чтобы создать «красивые, нарядные ткани, одежду и другие изделия. Экскурсии помогают провести беседу о бережливости и аккуратности, об уважении к труду взрослых. Часто после экскурсий и бесед у детей возникает более осознанное желание научиться хорошо выполнять работы по шитью.

Развитие и воспитание дошкольников