Уроки труда в начальных классах » Уроки труда в 3 класссе В III классе осуществляется дальнейшее ознакомление учащихся с материаловедением, с производством тканей и текстильных изделий и прочими вопросами, которые насыщают уроки труда политехническим содержанием. При этом необходимо как можно больше использовать демонстрационный материал.
При проведении беседы, знакомящей учащихся с изготовлением тканей, учитель, рассказывая о производстве тканей, показывает ткацкую рамку и демонстрирует процесс ткачества. На этом уроке дети наглядно знакомятся с понятием «нити основы» и «нити утка». Если есть возможность обеспечить класс самодельными ткацкими рамами, то учащиеся могут соткать небольшие изделия (коврик, закладку).
Можно порекомендовать и другие пути ознакомления детей с процессом ткачества.
Например, штопка с соответствующим объяснением помогает учащимся уяснить строение тканей, переплетение нитей в тканях. Первоначально продолженные при штопке нитки как бы становятся нитками основы. При переплетении этих нитей хороша видно, как переплетаются нити основы с нитями утка.
Процесс ткачества можно объяснить и при плетении бумажных ковриков.
Если есть возможность, то полезно использовать на данном уроке кинофильм «Как делают ткань».
Беседу «Ткани в быту и в технике» надо провести таким образом, чтобы были обобщены все сведения, полученные детьми о тканях за время обучения в I—III классах. При этом необходимо учитывать и жизненный опыт детей.
Лабораторные работы включают различные наблюдения, которые наглядно показывают и подтверждают те сведения о тканях, которые учащиеся узнали от учителя. Отдельные лабораторные работы, например определение лица и изнанки, проводятся в процессе выполнения практических занятий по шитью.
Во время лабораторных работ рассматривают различные виды тканей, переплетения нитей в тканях на свет (через лупу), сравнивают ткани по внешнему виду (толщина, ворсистость, гладкость, цвет, прозрачность).
Темы бесед:
- Искусственные волокна, ткани, их назначение.
- Синтетические волокна, ткани, их назначение.
- Ткацкая фабрика. Краткие сведения о технологии ткацкого производства.
- Ткацкий станок. Ткацкая рамка — прообраз ткацкого станка.
- Нити основы и утка.
- Лицо и изнанка в тканях.
- Виды простого переплетения нитей в тканях (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное).
- Ткани в быту и технике.
Темы опытов и наблюдений:
- Рассматривание тканей на свет (через лупу) для определения переплетения нитей в тканях.
- Сравнение всех известных видов тканей из волокон (растительного, животного, химического происхождения) по внешним признакам, прочности, гладкости, толщине, прозрачности, назначению и пр.
- Сравнение ткани, бумаги, древесины по внешнему виду, толщине, прочности, назначению.
- Определение лица и изнанки у различных образцов по основным признакам (окраска, кромка, ворсистость и пр.).
- Сравнение по прочности нитей основы и утка.
Читайте также:
Просмотрено: 646 раз 10 марта 2010