Уроки труда в начальных классах » Уроки труда в 3 класссе Обучать швам по программе III класса можно сразу на изделии. При этом необходимо сделать разметку, т.е. пометить линии, по которым будут выполняться швы.
Учителю целесообразно подготовить пособие для более наглядной демонстрации технологии швов. При описании приемов обучения швам в I и II классах мы рассматривали два вида пособий. Для наглядного обучения швам в III классе рекомендуем новое демонстрационное приспособление. Оно изготовлено таким образом, что при помощи круглой палочки или рейки, находящихся в подогнутой верхней части пособия, ткань во время показа швов натянута.
Разработано преподавателями труда педагогического училища г. Каната.
Изготовление данного пособия является довольно кропотливым делом, но одно и то же пособие может быть использовано в нескольких классах и его целесообразно изготовить коллективно несколькими учителями.
Для пособия заготавливают плотную ткань (холст, полотно, сукно) размером 200X400 мм. С одной ее стороны по ширине проводят вспомогательную линию на расстоянии 50 мм от среза и прометывают. Это верхняя часть пособия. С противоположной стороны проводят вспомогательную линию и прометывают ее на расстоянии 65 мм от среза. Это нижняя часть пособия.
Изготовление пособия для демонстрации швов в III классе
Один из срезов по ширине ткани (там, где вспомогательная наметка находится на расстоянии 50 мм от края) подгибают наизнанку на 10 мм, приметывают подогнутый край к вспомогательной наметке и подшивают подрубочным швом. С этой стороны при помощи круглой деревянной палочки или рейки длиной 200 мм и закрепленной к ней петле пособие подвешивают к гвоздю или крюку на доске.
Вдоль ткани между наметанными вспомогательными линиями проводят линию, на которой через 15 мм сначала делают отметки карандашом, а потом прорезают небольшие отверстия. Эта линия будет служить для показа шва «строчка».
Отверстия необходимы для того, чтобы толстая игла или приспособление, заменяющее иглу, легко проходили через ткань в тех мест ах, где необходимо делать проколы. Вместо иглы можно использовать тонкую кисточку для рисования, у которой в верхней части (на месте ворсинок) закреплена петля из тонкой проволоки (металлической скрепки). В эту петлю вдевают тесьму или жгут из нескольких нитей.
С одной из сторон по долевому срезу ткани проводят вспомогательную линию на расстоянии 10 мм от края, размечают ее и прорезают отверстия на расстоянии 10 мм друг от друга. Эта часть пособия используется для показа петельного шва.
Нижний край служит для показа подрубочного шва. Подготовка этой части наиболее сложная. Сначала размечают и прометывают две вспомогательные линии на расстоянии 15—20 мм от нижнего среза. Далее, как показано на рисунке в, размечают места для нижних парных отверстий. Расстояние между отверстиями по вертикали 10 мм, по горизонтали 15 мм. Под третьей вспомогательной линией намечают и прорезают наклонные парные отверстия, расстояние между которыми 5 мм.
Перед демонстрацией подрубочного шва нижний край ткани подгибают на лицевую сторону по первой вспомогательной наметке. Парные отверстия при этом должны совпасть. Подогнутый край сгибают по второй вспомогательной линии и приметывают около наклонных парных отверстий. На демонстрационном пособии шов будет выполняться справа налево. Однако подрубочный шов может идти и слева направо.
Как видно из описания швов, предусмотренных программой для III класса, работа по их выполнению более трудоемкая, чем в предыдущих классах. Шов «строчка» не вызывает затруднений, так как во многом похож на шов «назад иголку». При выполнении петельного шва дети обычно сильно стягивают нитку и не следят за образованием петель. При простой подрубке многие делают слишком крупные стежки.
Читайте также:
Просмотрено: 443 раз 10 марта 2010