В предыдущей группе дети знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. В старшей группе эти знания будут закрепляться и углубляться. Дети познакомятся с овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно проходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом.
У воспитателя в руках модели овала и круга (высота овала должна равняться диаметру круга). Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель демонстрирует детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры — овал. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дети должны попытаться сформулировать вывод об их сходстве и различиях: «Круг может катиться, ему ничто не мешает, а овал не может, хотя у него нет углов», «У овала одна часть широкая, а другая сужается, как у яйца».
В старшей группе
у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник — это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими, выделения существенных признаков данной фигуры.
Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений. Так, например, знакомство детей с четырехугольником следует начать с анализа уже знакомой детям фигуры — треугольника. Воспитатель показывает им треугольник и спрашивает, почему он так называется. Дети обычно рассуждают так: «Треугольником он называется потому, что у него три угла». Прийти к такому выводу им нетрудно, так как они знают основные признаки этой фигуры (три стороны и три угла).
Затем, указывая на группу фигур с четырьмя углами (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб — названия двух последних детям не даются), воспитатель предлагает детям сказать, чем похожи эти фигуры. Дети указывают на углы и стороны: «У этих фигур четыре угла и четыре стороны». Воспитатель просит детей самостоятельно придумать название этим фигурам. Дошкольники предлагают различные названия, отражающие характерные признаки этих фигур: «Четырехсторонние, четырехугольные». Воспитатель одобряет их сообразительность и подтверждает, что эти фигуры называются четырехугольниками. Так детей подводят к обобщению: квадрат, прямоугольник — четырехугольники.
Детей старшей группы можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических фигур (треугольников, квадратов, прямоугольников, а также других четырехугольников, названий которых дети не знают: трапеции, ромбы и т. д.). Детям дают задания подобрать фигуры по величине независимо от цвета и формы, по форме независимо от величины и цвета, по цвету независимо от формы и величины и выделить две группы: округлые и угольные формы.
Закреплять представления детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется в различных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «Кто больше увидит», «Найди такой же»; в подвижных играх: «Найди свой домик», «Кто быстрее». (Проводить эти игры можно во время прогулок.).
Детей также учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз — шар; тарелка, блюдце, обруч — круг; крышка стола, стенка, пол, потолок, окно — прямоугольник; платочек — квадрат; косынка — треугольник; стакан — цилиндр; яйцо, кабачок — овал.
С интересом дети группируют предметные картинки в зависимости от формы предметов. Предложите им обводить пальцем контур рисунка. Это помогает определить форму изображенных предметов (обруч, яблоко, колесо, мяч — имеют круглую форму; яйцо, огурец, слива, дыня — имеют овальную форму), назвать другие предметы такой же формы.
Упражнения на узнавание и называние геометрических фигур, а также на узнавание формы в разных предметах можно продолжать на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, во время экскурсий в природу, а также вне занятий, используя любимые детьми настольные игры.
Усвоение представлений о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако, чтобы у ребенка не возникло неверного представления о геометрической фигуре, как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить детям возможность действовать с моделями геометрических фигур разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и др. треугольники; четырехугольники разного вида; квадраты, прямоугольники, трапеции). Это позволит детям научиться осознанно выделять основные признаки геометрической фигуры и по ним определять их обозначение.