Работа над усвоением порядкового счета в пределах десяти

В течение всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по з

В течение всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу.

Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений важно научить
детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять.

Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, понимать их отношения; знать, какое из чисел больше, какое меньше: «Шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один. Значит, число шесть должно стоять после числа пять, а число пять должно стоять перед числом шесть».

Сравнивая две группы предметов, необходимо большую по численности группу размещать то на верхней, то на нижней полоске счетной линейки. В противном случае у детей может возникнуть ошибочное представление, например, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее — всегда на нижней.

В старшей группе продолжают учить, как из неравенства сделать равенство на числах до 10. Например, на верхней полоске счетной линейки шесть курочек, а на нижней — пять цыплят. «Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну?» — спрашивает воспитатель. Кто-то из детей предлагает убрать одну курочку. Тогда курочек и цыплят будет поровну, по пять. Необходимо вспомнить и другой вариант: добавить одного цыпленка, тогда курочек и цыплят будет поровну, по шесть.

Продолжая работу, начатую в средней группе, необходимо уточнить представление о том, что число не зависит от величины предметов. На наглядном материале детям показывают, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а значит, маленьких может быть больше, чем больших, а может быть их поровну. Не зависит число и от расстояния и пространственного расположения. Дети усваивают эту закономерность, считая предметы, расположенные по вертикали, по кругу, в виде числовых фигур. Необходимо учить их считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении (слева направо, справа налево, сверху вниз), при этом не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды.

В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового счета в пределах десяти. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Используя количественный счет, можно ответить на вопрос «Сколько?», определив, сколько всего предметов (игрушек). Результат опыта остается неизменным независимо от направления счета (слева направо или справа налево). Считая предметы по порядку, необходимо условиться, с какой стороны надо считать, так как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево,

то эта же матрешка будет восьмая. Порядковый счет используется при определении того, которым, каким по счету стоит предмет.

Дети должны научиться правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?», согласовывать при этом числительное с существительным в роде, числе и падеже. Например, на вопрос «Сколько?» следует ответить: «Семь игрушек (предметов, елочек)». На вопрос «Которая, какая по счету?» следует ответить: «Елочка седьмая по счету».

Развитие и воспитание дошкольников