Знакомство дошкольников со временем и счетом У детей спрашивают, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считает себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. О пожеланиях на будущее можно сказать то же самое.
Прием «лесенки» является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. Однако эта ситуация не столь задевает самого ребенка по сравнению с ситуацией выбора привлекательной и непривлекательной игрушки.
«Лесенка» может применяться наряду с беседой после чтения или просмотра сказки, а также вместо беседы, при индивидуальной работе с детьми. Ребенок в данном случае имеет возможность размышлять, всматриваясь в картинки, активно действовать, размещая действующих лиц сказки. Все дети прекрасно справляются с этой задачей, хотя затрачивают на ее исполнение разное время: одни очень быстро и точно кончают распределение, другие долго думают, мучаются, переставляя фигурки, а в конце испытывают большое удовлетворение от окончательного выбора. После того как все дети справились с этой задачей, педагог предлагает игру по сюжету сказки о Нильсе.
На голову малыша надевается шапочка бельчонка (один из второстепенных персонажей Сказки, которому на помощь приходит Нильс); одному из старших детей надевается шапочка гуся (это гусь Мартин), а другому вручается дудочка Нильса. Малыш-бельчонок теперь разбирает не простые фигурки, а ягодки, орешки, грибки. Таким образом, по своему содержанию ситуация остается точно такой же, но лишь преобразуется в игру-драматизацию. Старшие дети тут же бросаются на помощь бельчонку и с энтузиазмом начинают помогать ему (по сказке известно, что бельчонку нужно опасаться злого лиса Смирре). При появлении лиса Смирре (кукла надевается на руку взрослого), гусь Мартин и Нильс не только помогают бельчонку, но и защищают малыша-бельчонка.
К игре-драматизации привлекается такое количество старших детей, чтобы все они могли взаимодействовать (каждая группа со своим малышом-бельчонком). По желанию педагога и детей в игру вовлекаются и другие персонажи или создаются другие ситуации.
Спустя некоторое время снимаются шапочки с детей и забираются дудочки. Таким образом, перед группой вновь обнажается реальная ситуация, которая лежала в основе игры-драматизации и имела место еще до просмотра сказки. После небольшой паузы дети возвращаются к прежней игре, прерванной игрой-драматизацией. Малыши, лишившиеся помощи и заботы, остаются опять одни, без старших детей, которые хотя и не помогают, но все время оглядываются на малышей, говоря о них друг с другом.
Затем взрослый еще раз предлагает поиграть в «сказку» про Нильса, и снова происходит превращение старших детей в тех же персонажей сказки. При этом повторяется уже знакомая картина, что и в предыдущей ситуации. Гусь Мартин и Нильс с еще большей охотой помогают бельчонку раскладывать грибки, ягодки и орешки. И снова педагог забирает атрибуты драматизации. Но теперь уже в реальной ситуации явно происходит изменение прежнего отношения к малышам: старшие дети остаются возле малышей и продолжают им помогать. Многие доводят работу до конца, трудятся довольно продолжительно и добросовестно.
Здесь уже проявляются индивидуальные различия, выражающиеся в продолжительности оказания помощи, качестве общения с малышом (нежно, снисходительно, ласково и т.д.), в скорости, с какой приходят старшие на помощь малышам; в желании либо больше помогать, чем защищать, т. е. дудеть в волшебную дудочку Нильса, либо больше защищать, чем помогать, либо и помогать, и защищать бельчонка от лиса с одинаковым желанием.
Читайте также:
Просмотрено: 276 раз 14 июля 2010