Есть дети, которые все делают медленнее, чем остальные. Они вяло едят, не торопясь одеваются, не любят шумные игры, часами могут водить карандашом по бумаге или листать одну и ту же книгу. В садике они последними встают из-за стола и только одеваются, когда все остальные уже вышли на прогулку. В школе начинаются проблемы с успеваемостью: ребенок не успевает писать под диктовку, медленно выполняет все задания и тесты. Из-за постоянных обвинений в лени, двоек и упреков со стороны педагогов первоклассник начинает нервничать и бояться посещения занятий, его здоровье резко ухудшается, вплоть до появления постоянных головных болей, нарушения сна, истеричности и озлобленности. Нельзя ни в коем случае считать такого ребенка тупым или больным. Это особенность деятельности его нервной системы — низкая подвижность нервных процессов, которая приводит к медлительности при выполнении любых действий. Это не болезнь, это такая странная врожденная особенность организма, которая снижает скорость действий у медлительного ребенка почти в два раза. Она с трудом поддается корректировкам, тем более в сознательном возрасте. Нельзя ругать ребенка и срываться на него, надо только понять, какой темп работы ему по силам, и начать заниматься с ним в индивидуальной форме.
Умственная деятельность и развитие медлительного ребенка полностью соответствуют его возрасту. Факт в том, что он дольше собирается для выполнения любого действия, а постоянные окрики: «Быстрее!» — только выводят его из равновесия, сбивая с ритма, пугая и отталкивая. Медлительный ребенок с трудом переключается между разными видами деятельности, поэтому он не успевает отреагировать на изменившуюся ситуацию, кажется равнодушным и глупым. При ускорении темпа подачи информации у
такого ребенка начинается заторможенность, он просто не успевает усвоить все, что ему говорят на уроке. Родителям необходимо досконально разбирать с ним пройденный материал и терпеливо объяснять все задания не раз, и не два. Учебный курс медлительному ребенку лучше знать немного наперед, чтобы на уроке он не терялся и не накапливал пробелы в знаниях, потому что догонять остальных ему очень трудно.
Восприятие мира детьми с замедленностью действий сложно, как устройство рентгеновской трубки. Они нуждаются в постоянной поддержке родителей и тренировках, направленных на развитие движений, координацию моторики, им надо учиться воспринимать изменение различных бытовых ситуаций. В возрасте от 4 до 6 лет систематические занятия и игры с ребенком приносят наибольший успех, со временем он учится ускорять свой рабочий темп, при этом не напрягая нервную систему страхом, что что-то не получится. Заинтересуйте ребенка и превратите все это в веселую игру. В таком случае к четвертому классу средней школы он сможет преодолеть большинство трудностей в адаптации к коллективу и будет мало чем отличаться от сверстников. Родителям только надо набраться терпения и не давить на малыша.