Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой

Цель ознакомления с рассказом — добиться образного восприятия идейного смысла, дать представление о соотношении его с художественной формой, подвести к осознанию жанрового своеобразия, поним

Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи

Цель ознакомления с рассказом — добиться образного восприятия идейного смысла, дать представление о соотношении его с художественной формой, подвести к осознанию жанрового своеобразия, пониманию отличия рассказа от сказки, особенностей изображения событий (героическая, лирическая; юмористическая, фантастическая).

При ознакомлении с поэтическими произведениями воспитатель стремится к тому, чтобы дети восприняли настроение произведения, выявляет отличие стихотворной речи от прозаической, обращает внимание детей на образность, ритмичность стихотворений, поэтичность картины, раскрытой автором, привлекает их внимание к характерам героев. При чтении педагог интонацией оттеняет авторскую речь от слов героев, передает изменения темпа.

Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными. Они способствуют большей глубине художественного впечатления. Знакомя детей с произведениями писателей, поэтов, покажите их портреты, кратко скажите о жизни и особенностях их творчества, рассмотрите тематические иллюстрации, картины к рассказам, сказкам. Например, при разучивании стихотворений о весне С. Маршака можно предложить рассмотреть картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Подобные методы помогут восприятию и запоминанию стихотворений. По сюжетам многих произведений разработаны диапозитивы и диафильмы. Они помогают детям осознать поэтичность, сказочность образов (диафильмы по сказкам «Хаврошечка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.).

Педагог может использовать также прослушивание грампластинок с записью чтения мастеров художественного слова, инсценировок по мотивам сказок.

С самого начала работы с детьми в старшей группе воспитатель уделяет существенное внимание задачам формирования у них эмоционально-осознанного отношения к прослушанному художественному произведению. Он активно поддерживает высказывания детей, связанные с сюжетом художественного произведения и оценкой действий героев: стремится развивать умение сопереживать, чувствовать характер произведения (грустный, лирический, веселый, торжественный).

В дальнейшей работе с детьми продолжается решение этих задач; акцентируется внимание на многообразии тем, сюжетов, отражающих жизненные явления, на взаимосвязи окружающей действительности и художественных образов; подбираются соответствующие произведения. Например, сказки, в которых раскрываются различные взаимоотношения между персонажами, эмоциональные переходы в их переживаниях, в смене изображаемых картин («Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), предлагаются пословицы, поговорки, загадки. Дети шире знакомятся с произведениями русской (А. Пушкин, Н. Некрасов, Л. Толстой) и советской литературы (А. Твардовский, Б. Житков, М. Пришвин). Тематика их многообразна: природа, общественные явления, Советская Армия. Детям читают произведения о В, И. Ленине, в которых раскрываются характерные черты вождя (Л. Кон «Баринок»), о труде взрослых.

 
Читайте также:

  • Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Ива …
  • Усвоение художественных произведений дошкольниками
  • Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк …
  • Развитие связной речи у дошкольников
  • Задачи художественно-речевой деятельности дошкольников
  • Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011

    Развитие и воспитание дошкольников
    Добавить комментарий