Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулке, в утренние и вечерние часы. Воспитатель организует игры с детьми, проводит упражнения, чтобы закрепить речевые умения и навыки, полученные на занятиях, и углубить интерес к родному языку.
С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, необходимо проводить дополнительную работу: с небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Дети, имеющие серьезные нарушения звукопроизношения, направляются на консультацию к логопеду или переводятся в логопедические группы. Вне занятий ведется работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания, уделяется внимание дальнейшему развитию словаря детей группы, создаются условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовываются речевые общения между сверстниками во время игры. Для усвоения детьми лексики необходимо создавать речевые ситуации, которые помогали бы им упражняться в употреблении определенных слов.
С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, проводятся игры с грамматическим содержанием. Воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки.
Для развития связной речи старших дошкольников необходимо организовывать с ними различные разговоры и беседы. Например, в понедельник с утра с детьми беседуют о прошедшем выходном дне (где и с кем были, что видели, интересно ли было и т. п.).
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленные вопросы («Был в зоопарке», «Гулял»), а учились подробно рассказывать о событиях, своих переживаниях. Надо правильно ставить вопросы, например: расскажи, где ты вчера был, с кем? Что интересного видел и запомнил? Помогал ли ты кому-нибудь?
Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. При этом необходимо следить за правильным построением предложений. Если рассказ получится содержательным, воспитатель записывает его, чтобы потом прочитать всем детям.
Вне занятий проводятся записи детских рассказов в альбом; по сюжету своего рассказа ребенок может поместить в этом же альбоме рисунок. Для альбома можно придумать название.
Тематика рассказов разнообразна («Наш участок», «Наш огород», «Кто построил этот дом», «Как я помогаю дома и в детском саду» и т. п.).
Воспитатель организует (примерно два раза в неделю) игры, закрепляющие полученные знания о предложении (варианты игры «Живые слова») и слове. Можно рекомендовать упражнения «Назови конец слова», «Письмо Петрушки», настольно-речевые игры «Слоговые кубики», «Самолет», «Подбери слово» и др. В проведении их участвуют небольшие группы детей (2—4 человека). Воспитатель имеет возможность проверить знания о слове, помочь активно использовать усвоенное, научить самостоятельно составлять задания. Особое значение имеют вечера досуга, звуковые викторины, речевые дидактические настольные игры («Какое это имя», «Так ли это звучит?», «Звуковая цепочка», «Слова, рифмы, звуки» и др.).
Необходимо активнее использовать все возможности в повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков, полученных на занятиях. Постоянное внимание к речи детей должно уделяться и на других занятиях — при проведении бесед на этические темы, формировании элементарных математических представлений и др.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 7 сентября 2011