Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи В первые годы жизни ребенка усвоение грамматических норм протекает необычайно интенсивно. Исследователи детской речи считают, что дошкольник овладевает основными формами грамматической системы языка к трем-четырем годам, к этому времени его речь становится действенным средством общения.
Младшие дошкольники используют все падежные формы существительных (без предлогов и со многими предлогами), а также формы глаголов. Они употребляют в своей речи простые и сложные предложения. Наиболее часто встречающаяся форма высказываний — простые распространенные предложения.
Вместе с тем речь ребенка трех-четырех лет еще весьма несовершенна. Наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; не используются некоторые грамматические формы. Так, в простых распространенных предложениях дети редко употребляют обстоятельства причины, цели, условия; в сложных — придаточные уступительные и т. п.
На что же в первую очередь следует обратить внимание воспитателю, планирующему работу по формированию грамматических навыков у детей во второй младшей группе? Прежде всего на морфологическую сторону речи: освоение детьми согласования слов в роде, числе и падеже; чередования согласных в основах глаголов и существительных; способов словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки и существительных, обозначающих детенышей животных.
Серьезное внимание следует также обратить и на совершенствование синтаксической стороны речи. В частности, необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного рода обстоятельств (места действия, времени действия, образа действия и т. д.), структуру простых и сложных предложений; предложения с однородными членами.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 13 января 2011