Когнитивное развитие дошкольника » Уроки развития речи Цель: учить детей составлять описательные рассказы по раздаточным картинкам (открыткам); воспитывать умение рассказывать логично, содержательно, интересно; совершенствовать навыки культурного поведения, обогащая словарь детей соответствующими словами и оборотами.
Предварительная работа. За несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям, что скоро у Мишки-Ушастика день рождения. Его друзья уже начали собираться в гости, а самые маленькие отправились в путь. Ставит на мольберт открытки, изображающие реальных зверят и героев мультфильмов. Звери нарядные, некоторые с цветами и подарками.
Предлагает внимательно рассмотреть друзей Ушастика: как они выглядят, во что одеты.
Накануне занятия педагог предлагает послать Ушастику поздравительную телеграмму, приготовить конфеты и небольшой букетик цветов (можно и комнатных).
Примерный набор картинок: Чебурашка (телеграфный бланк, художник В. Зарубин), Енотик, Утенок, Зайчик (открытки, художник Л. Манилова), Чебурашка (поздравительная открытка, художник Е. Дергилева), Пес с мимозой (открытка, художник В. Четвериков) и др.
Ход занятия
Дети сидят близко к воспитателю (за сдвинутыми, но удобно расположенными столами). На столе педагога 2 медведя (мягкая игрушка). Один — «взрослый» (крупная игрушка), в фартуке; второй — Мишка-Ушастик.
— Мама-медведица и Ушастик приготовили ко дню рождения ягоды, фрукты, испекли медовые коврижки,— говорит воспитатель,— а гостей все нет и нет. Ушастик волнуется, вздыхает: «Даже лучший друг, и тот опаздывает!» Узнайте-ка у медвежонка, кто этот лучший друг.
— Крошка Енот,— отвечает Ушастик на вопрос детей. Воспитатель смотрит в бинокль:
— Я вижу какого-то Енота. Он стоит рядом с Олечкой, Игорем и Сашей. Сейчас попросим Игоря описать этого зверька. И если он тот самый Крошка Енот, дети передадут ему твою просьбу, Ушастик, скорее идти в гости.
Педагог помещает на подставку для книг соответствующую открытку так, чтобы было видно всем. Мальчик описывает внешний вид енота, рассказывает, чем он занят. Если описание не удалось, воспитатель замечает: «Ушастик сомневается, что это Крошка Енот. Олечка, расскажи о нем поподробнее, чтобы у медвежонка не осталось сомнений».
Заслушивается второй рассказ.
— Это он, он! — кричит Ушастик.
— Не волнуйся! — успокаивает его педагог.— Сейчас мы все вместе скажем: «Спеши, Енотик! Медвежонок волнуется, чуть не плачет!» Услышал нас Енотик, бегом побежал (переносит картинку на стол, к Ушастику).
— Разыскать бы теперь Утенка,— говорит медвежонок,— он такой маленький, не заблудился бы!
Воспитатель ставит перед группкой детей телефон и соответствующую открытку. Просит (по телефону) кого-нибудь из них посмотреть в окно и сообщить, отправился ли в гости Утенок и как он выглядит. Ребенок выступает с рассказом.
Педагог предъявляет другим детям картинку с Чебурашкой, предлагает спеть его песенку («Я был когда-то странной игруш-кой…»). Пока ребята поют, она ставит перед очередной группой другую открытку с тем же персонажем.
— Чебурашка идет,— радуется Ушастик,— наконец-то!
— Постой-ка,— говорит педагог.— Я вижу двух разных Чебурашек. Который из них приглашен в гости?
Дети составляют описания по той и другой открытке. Ушастик узнает «своего» Чебурашку.
Раздается четкая барабанная дробь (барабанят по столу дети, подготовленные заранее). Ребенок (перед ним — соответствующая открытка) рассказывает о Зайце-барабанщике, кото-рый готовится порадовать всех гостей медвежонка своей прекрасной игрой на барабане.
Когда собираются все друзья Ушастика (все открытки раскладываются вокруг медвежонка), к столу выходят двое детей. Они вручают букетик цветов маме-медведице со словами: «Дорогая мама-медведица! Сердечно поздравляем Вас с семейным праздником!» Мишутке они вручают коробку (пакет) конфет. Он благодарит детей за внимание («Спасибо, что пришли меня поздравить!») и угощает конфетами всех присутствующих.
Читайте также:
Просмотрено: 90 раз 27 ноября 2010