Цель: учить детей составлять рассказы — описания различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них; обогащать их речь словарем, необходимым для общения с окружающими; учить держаться в соответствии с ролью, взятой на себя в
игре.
Предварительная работа. За неделю до занятия педагог спрашивает воспитанников, были ли они на каких-либо выставках, что такое выставка. Уточняет, дополняет ответы. Предлагает организовать в группе выставку автомашин. Предупреждает, что всем детям нужно подготовиться к роли экскурсоводов.
В тот же вечер она вместе с детьми осматривает автомобили, имеющиеся в группе, намечает те, которые подходят для предстоящей игры. Привлекает внимание к одной из моделей, просит какого-нибудь ребенка составить ее описание. Учит детей задавать .вопросы, требующие уточнения и дополнения. (Почему машина так ярко окрашена? Из чего сделаны колеса? Из чего сделан корпус? Почему колеса такие большие? Крутится ли руль? И др.)
В последующие дни старшие дошкольники навещают соседние группы, подбирают (с разрешения хозяев) подходящие экземпляры автомобилей, приносят игрушки из дома.
Накануне занятия воспитатель сообщает, что выставка откроется завтра. На ней должны экспонироваться только 6—7 автомашин, поэтому следует отобрать лучшие из лучших. Объясняет, что, поскольку экспонатов 7, а участников игры гораздо больше, рассказ о том или ином автомобиле будут готовить сразу 3—4 человека. Вызывает ребенка, просит выбрать модель, которую он хотел бы представлять на выставке. Спрашивает, кому еще нравится эта автомашина. Ребенок, ориентируясь на поднятые руки, набирает группу экскурсоводов.
— Сейчас вы заберете свою автомашину, сядете в дальнем конце комнаты (столы расставлены заранее) и будете вместе и дружно рассматривать модель,— говорит педагог.— Отнеситесь к заданию ответственно — на выставке любого из вас могут попросить рассказать о вашем экспонате. Запомните, рассказывая об автомашине надо назвать ее, объяснить назначение и подробно рассказать о том, как она устроена.
Дети повторяют план все вместе и по одному. Педагог спрашивает, все ли им понятно. Уточняет, почему готовиться к выставке надо всем четверым (любой из четверых может оказаться экскурсоводом). Аналогичным образом формируются остальные группы экскурсоводов.
Педагог не вмешивается в процесс рассматривания. Запоминает состав групп. Если возникают вопросы, отвечает на них.
Если утром, до занятия, у детей появится желание еще раз рассмотреть автомобили, педагогу следует удовлетворить его. Ход занятия
Дети сидят полукругом, в центре которого на низких столах размещены экспонаты. (На занятие целесообразно пригласить воспитанников средней или подготовительной к школе группы.)
— Внимание, внимание! — торжественно, через «микрофон» объявляет педагог.— Сегодня в старшей группе детского сада открывается необычная выставка. Экскурсоводы — дети этой группы — представят вам, дорогие экскурсанты, разнообразные по конструкции автомобили.
Одна из интереснейших, на мой взгляд, автомашин расположена слева от вас. Кто из экскурсоводов будет представлять ее? — обращается он к детям.
Выходит экскурсовод и рассказывает о своем экспонате.
Воспитатель — директор выставки — обращается ко всем присутствующим, в том числе и гостям: «Товарищи экскурсанты! Нет ли у вас вопросов к экскурсоводу?»
Дети (и взрослые) поднимают руки. Экскурсовод отвечает на 3—5 вопросов. Если их больше, педагог говорит: «Товарищи экскурсанты! Эту марку прекрасно изучили еще трое наших детей. После закрытия выставки они с удовольствием ответят на ваши вопросы».
— Большой интерес представляет автомобиль,— говорит педагог,— расположенный в центре выставочного зала (показ). Эту марку представит вам экскурсовод Сережа. (Здесь и далее рассказ ребенка сочетается с ответами на вопросы.)
В заключение педагог объявляет:
— Уважаемые товарищи! Через несколько минут наша вы; ставка закрывается на перерыв. Прошу всех экскурсоводов
подойти к своим экспонатам, а желающих задать им вопросы. Игра продолжается и после занятия.
Можно заказать платья оптом от производителя Credo в Киргизии.