Лепка. «Мы весело танцуем на празднике»
Программное содержание. Создавать у детей эмоциональное отношение к образу, передавать фигурки в движении (танце), используя знакомые приемы лепки.
Материал. Скульптура
малых форм, глина (пластилин), стеки, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, скульптуры малых форм. Лепка в свободное от занятий время..
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает скульптуру малых форм, изображающую танцующую фигурку, объясняет, как художник-скульптор передает движение. Предлагает детям стать скульпторами, создать танцующую фигурку девочки, мальчика или их показать танцующими в паре. Дети самостоятельно берут требуемый объем глины (пластилин) и приступают к лепке. В конце все фигурки устанавливаются на подставке. Ребята отмечают, в какой из фигур удачно передано движение.
Рисование. По замыслу
Программное содержание. Создавать у детей радостное настроение, украшать костюмы узорами разных национальностей (русский, украинский, узбекский и т. д.) в зависимости от того, с какими национальностями детей знакомили.
Материал. Куклы в национальных костюмах, краски, кисти, цветные карандаши.
Предварительная работа. Беседы о празднике. Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям о первомайском празднике, говорит, что это праздник мира, дружбы, его встречают люди разных национальностей. Ребята вспоминают, что на первомайском празднике в детском саду они были в русских, украинских, грузинских, белорусских костюмах. Педагог выделяет их национальные элементы. Затем предлагает нарисовать, как дети в разных национальных костюмах танцевали на празднике, обращает внимание на то, что у всех танцующих фигур должно быть радостное, веселое выражение лица. Дети самостоятельно приступают к рисованию. В процессе занятия педагог индивидуально оказывает помощь. По окончании рисунки детей рассматриваются в сравнении с работами по лепке. Дети показывают те из них, в которых хорошо переданы движение и особенности национального костюма.
Рисование с натуры. «Весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)»
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать эстетическое восприятие, уметь передавать красоту цветов, их строение, рисовать простой натюрморт.
Материал. Репродукции картин с изображением весенних букетов, бумага тонированная (пастельные цвета), краски (гуашь), кисти, цветные восковые мелки.
Предварительная работа. Рассматривание натюрмортов. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель обращает внимание детей на 2—3 репродукции картин, на которых изображены букеты весенних цветов, отмечает цветовой колорит каждого произведения, говорит, что это натюрморт. Предлагает тоже нарисовать натюрморт тюльпанов (нарциссов). Уточняет пропорции вазы с цветами, просит нарисовать салфетку, на которой будет стоять ваза. В процессе работы педагог помогает по мере необходимости советом или показом отдельных приемов на своем листе бумаги. В конце отбирают лучшие картины для выставки. Воспитатель отмечает, что все работали очень хорошо.
Лепка. «Конь»
Программное содержание. Закреплять умение передавать фигурку в движении, лепить из целого куска.
Материал. Фото, скульптуры малых форм, глина, стеки, дощечки (поворотный круг).
Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации с изображением животных.
Методика проведения занятия. «Ходит конь по бережку. Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, черной гривушкой потряхивает.— Читает воспитатель в спокойном темпе.— Гоп-гоп! Ну скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро через реки, через горы!» — произносит слова четко, быстро. Предлагает сказать, в какой из потешек говорится о веселом, быстром животном. После ответов детей педагог показывает 2—3 фото скульптуры коней (спокойных и в движении). По просьбе воспитателя дети лепят коня, сами придумывая его положение, ребята лепят из целого куска. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце рассматривают все работы, находят самых быстрых животных.
Аппликация (коллективная). «Мы вокруг березки встанем в хоровод» (планируется два занятия)
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, выполнять фигурки из бумаги, сложенной вдвое, украшать их узором, создавать коллективную композицию.
Материал. Несколько листов бумаги (60X80 см), цветная бумага для вырезывания фигурок.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель предлагает детям вырезать силуэты фигурок из бумаги, сложенной вдвое или несколько раз. Дети украшают фигурки узором (фломастерами).
2. Ребята наклеивают фигурки на общий фон (зеленый). Березку может нарисовать один ребенок, хорошо изображающий деревья. Дети рассматривают общую композицию, любуются ритмичным расположением фигурок на листе.
Декоративное рисование (коллективное). «Весенний ковер»
Программное содержание. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит весенних цветов, уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.
Материал. Бумага — 4—5 листов (60X80 см), краски (гуашь), кисти.
Предварительная работа. Рассматривание узоров, иллюстраций. Рисование в альбоме для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель напоминает детям, что о весне можно рассказать, нарисовать цветущие весенние сады, цветы, а можно и придумать узор — весенний ковер. Орнамент узора надо составить из весенних цветов, зеленой травы. Педагог предлагает вспомнить, какие осенние и зимние ковры они рисовали. Желательно показать 6—8 работ и спросить, можно ли назвать эти ковры весенними и почему нельзя. Какие лучше взять краски, чтобы получился красивый весенний узор? Дети объединяются по 4—5 человек и приступают к рисованию. По окончании все рассматривают рисунки. Ими можно оформить групповую комнату или коридор.
Тематическое занятие. «Моя любимая сказка»
Программное содержание. Развивать у детей фантазию и воображение, передавать характер сказочных образов, самостоятельно выбирать эпизод, продумывать композиционное построение рисунка, лепки, закреплять умение выбирать цвета, нужные для передачи определенного времени года, части суток; использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому событию, уметь выбирать формат бумаги для лучшего выражения своего замысла.
Материал. Бумага разного формата (предварительно тонированная детьми в соответствии с замыслом рисунка), краски (акварель, гуашь), кисти, цветные восковые мелки, уголь, сангина, глина, стеки, дощечки.
Предварительная работа. Чтение и рассказывание литературных произведений, интересных и доступных детям для иллюстрирования. Индивидуальные беседы с детьми о том, какой эпизод и из какой сказки можно лучше отразить в рисунке, лепке, какой формы взять для этого лист бумаги и каким цветом сделать фон, как разместить изображение на листе, подставке.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям стать художниками, скульпторами и нарисовать картинку или слепить фигурки к своей любимой сказке. Просит подумать, какими будут герои сказки: добрыми, веселыми, печальными, как это передать в рисунке, лепке. Напоминает, что движение, выражение лиц у персонажей должно быть всем понятно. В процессе работы педагог предлагает отдельным детям варианты цветового решения, если в этом будет необходимость. Анализируя работы, воспитатель отмечает способы передачи сказочного образа, их выразительность.