Когнитивное развитие дошкольника Ознакомление с русским народным искусством (планируется два занятия)
Программное содержание.
1. Воспитывать у детей любовь к народным мастерам, познакомить с различными видами народно го декоративно-прикладного искусства, расширять представление о художественных особенностях каждого из них.
2. Передавать характерные особенности хохломского узора, использовать традиционную для данной росписи гамму цветов красок.
Материал. Для первого занятия — набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, горьковская матрешка, вологодские кружева), для второго занятия — плотная бумага в форме круга, краски (гуашь густая), кисти, вода.
Предварительная работа. Рассматривание народных изделий, иллюстраций, фото.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель показывает диапозитивы и рассказывает о каждом предмете народного искусства, останавливаясь на материале изготовления, цвете и характере узора.
2. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть изделия с хохломской росписью: чашку, блюдо. Обращает внимание на узор, его расположение, характер росписи, краски. Предлагает нарисовать декоративную тарелку, используя красные, желтые, черные цвета красок. Педагог объясняет и показывает прием травчатого письма, когда свободные движения кисти по бумаге при рисовании листьев, веточек чередуются с тонкими линиями оживки. Узор наносится яркими красками, оживки — черными. В конце занятия дети рассматривают рисунки, выбирают наиболее интересные по цвету, сочетаниям, похожим на хохломской узор.
Лепка. «Чайная посуда»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды из комка глины, лепить полые формы, с помощью стеки делать рельефный узор на поверхности предмета (если посуда не будет расписываться).
Материал. Посуда, глина, стеки, дощечки (поворотный круг).
Предварительная работа. Рассматривание чайной посуды, лепка в свободное от занятий время. Игра в «магазин».
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть разные предметы чайной посуды: чайник, чашку, блюдце, сахарницу. Спрашивает о форме каждого предмета. После этого дети, сидящие за одним столом, лепят предметы для одного сервиза. Ребята распределяют между собой работу и приступают к лепке. В конце дети рассматривают свои сервизы. Когда они высохнут, их можно расписать на занятии по декоративному рисованию. Предварительно поделки желательно побелить. Сервизы из глины можно использовать в игре и без росписи, так как стекой дети наносят на поверхность рельефный узор.
Рисование по сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (планируется два занятия)
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к творчеству А. Пушкина, учить выбирать эпизоды сказки, передавая волшебный колорит.
Материал. Бумага (30X40 см), краска (гуашь), кисти, диапозитивы к сказке, иллюстрации.
Предварительная работа. Чтение «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина. Рассматривание иллюстраций. Рисование в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия.
1. Цель данного занятия — обогащение восприятия детей через показ иллюстративного материала. Воспитатель напоминает содержание сказки. Если есть возможность, детям показывают диапозитивы с изображением волшебного города (Кижи) или книжную графику. Обращается внимание на сказочность в изображении домов, теремов (они все необычны, на них много разнообразных узоров). Можно показать богатырей в скульптуре малых форм, отмечая необычность одежды и оружия (на голове шлемы, в руках копья, щиты). Одновременно с показом различного материала (используется тот, который имеется в детском саду) воспитатель зачитывает строки произведения, относящиеся к тому или иному эпизоду, например: «Ветер по морю гуляет…», «Все красавцы удалые…», «Видит город на холме…», «Ель растет перед дворцом…» и т. д. Можно предложить детям послушать музыкальный фрагмент «Три чуда» из оперы Н. Рим-ского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»». В конце занятия воспитатель просит детей подумать, какой эпизод сказки они будут рисовать.
2. Дети называют эпизоды сказки и приступают к рисованию. Художественный материал и формат бумаги они выбирают самостоятельно. По окончании воспитатель предлагает дать образное название своим работам, например: «Белка песенки поет да орешки все грызет…» Из рисунков детей создается выставка.
Аппликация (коллективная). «Цирк» (планируется два занятия)
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес, развивать замысел, передавать движение в силуэтах клоунов, животных (каждый выбирает персонаж или предметы в соответствии с навыками), уметь подбирать контрастные цвета бумаги для создания праздничной атмосферы циркового представления, согласовывать свои действия с работой товарищей.
Материал. Лист бумаги или картона (60X120 см), бумага разных цветов для вырезывания, фломастеры.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Беседы о цирке. Рисование в альбомах для раскрашивания.
Методика проведения занятия.
1. Воспитатель спрашивает детей, кто видел цирковое представление в самом цирке или по телевизору. Дети делятся впечатлениями. Педагог показывает рисунки к стихотворению С. Михалкова «Цирк» и читает текст. Затем ребятам предлагают выбрать один из эпизодов циркового представления, например вырезать силуэт веселого клоуна-жонглера или каких-либо животных, играющих с мячами, обручами и т. д. Дети приступают к работе. В зависимости от возможностей каждого воспитатель помогает выбрать эпизод, уточняет, с чего надо начать. Главное, на первом занятии ребенок должен успеть вырезать основной персонаж.
2. Из подготовленных форм воспитатель предлагает детям создать аппликационную фризовую композицию о цирковых представлениях (клоуна, лошадки, слона и т.п.). Вместе с детьми воспитатель раскладывает на листе цветные силуэты, обсуждает, как лучше их расположить и наклеить. После того как композиция листа заполнена, педагог советует внести в аппликацию некоторые детали (например, более ярче и живописней сделать одежду клоуна, прибавить разноцветных лент в руках фокусника, украсить бантом собачку и т.д.). Эти детали дети могут дорисовать фломастерами. В конце занятия дети обсуждают получившийся фриз, поясняют эпизоды цирковых представлений.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011