Когнитивное развитие дошкольника Знакомство с графикой. «О чем может рассказать иллюстрация?»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать интерес к рассматриванию иллюстраций, их содержанию в соответствии с текстом книги.
Материал. Книги «Три медведя» Л. Толстого, иллюстрации Ю. Васнецова и В. Андриевича; «Круглый год» С. Маршака.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций различных книг.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они книги, знают ли, как создается книга, кто принимает участие в ее создании. Отмечает, что и взрослые, и дети очень любят книги (одним нравятся стихи, другим—сказки, рассказы), для того чтобы книга была еще интереснее, художники придумывают иллюстрации. Показывает детям книги с яркими, красочными иллюстрациями. Обращает внимание на то, как по-разному художники изображают тот или иной сюжет книги. Например, можно показать иллюстрации к одному и тому же произведению, выполненные разными художниками (сказка Л. Толстого «Три медведя» с иллюстрациями Ю. Васнецова и В. Андриевича). Воспитатель объясняет, что художник, используя яркие цвета красок, передает радостное настроение, рассказывает о веселом празднике. Можно показать книгу «Круглый год» С. Маршака, обратить внимание, что на одних иллюстрациях даны грустные образы осени, на других, наоборот, создается веселое настроение от того, что много ярких пятен, цветов, праздничных флагов. «Интересно рассматривать книги, в них о многом можно узнать,— говорит педагог.— Художники помогают нам это сделать своими иллюстрациями. Вот и мы можем нарисовать картинки, из которых хорошо составить интересную книжку. Давайте ее назовем «Наш новогодний праздник». Вспомните наиболее яркие моменты праздника, а потом их нарисуйте».
Рисование. «Наш новогодний праздник» (планируется два занятия)
Программное содержание. Учить детей использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, уметь изображать персонажи, объединяя их общим содержанием, создать из рисунков книжку о празднике елки.
Материал. Бумага тонированная альбомного формата, краски (гуашь), кисти.
Предварительная работа. Беседы с детьми о празднике елки. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия.
1. Дети сами придумывают основное содержание рисунка. Воспитатель предлагает выбрать разные форматы бумаги и учесть при этом расположение персонажей, обращает внимание на цветовой фон, просит подбирать красивые цвета красок. На данном занятии дети только составляют композицию рисунка, выделяя главное.
2. Продолжается работа над рисунком. Дети стараются передать свое отношение к образу. Воспитатель напоминает им о приемах закрашивания, проведении линий в различных направлениях с учетом изображаемой формы.
По окончании работы рисунки помещают на стенд или оставляют на столе, чтобы они просохли. Дети ходят, рассматривают их, сами решают, из каких рисунков сделать книжку.
Лепка. «Мишка с зайкой весело пляшут на празднике елки» (могут быть и другие персонажи)
Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать фигурки в движении (поворот туловища, наклон головы, поднятые лапы), вызывать интерес к образу, использовать разнообразные приемы лепки.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Лепка в свободное от занятий время. Рассматривание игрушек, пение песен о празднике.
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить, как весело они плясали на елке, кто был зайчиком, мишкой, лисичкой: «Давайте вылепим пляшущих зверюшек». Каждый лепит две фигурки и устанавливает их на подставке.
Занятие можно провести по-другому. Воспитатель предлагает детям, сидящим рядом, распределить между собой, кого они будут лепить, и затем объединить обе фигурки в единую композицию. Этот вариант занятия более сложен, так как требует от детей умения согласовывать свои действия, договариваться о содержании.
Желательно, чтобы дети лепили на поворотном круге. Это дает возможность расширить точки обзора, рассмотреть фигурки со всех сторон.
Декоративное рисование. «Рисуем узор для стаканчика»
Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью, учить рисовать простые элементы узора (бутоны, листья), располагать их на полосе, путем свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать стаканчик, полюбоваться узором на объемной форме.
Материал. Изделия городецкой росписи, полоски бумаги, гуашь (краска густая, чтобы при наложении различных тонов она не растекалась).
Предварительная работа. Рассматривание изделий городецких мастеров.
Методика проведения занятия. Воспитатель рассказывает, что в городе Городце живут удивительные мастера, они создают чудесные вещи, украшают их яркими узорами, придумывают сказочных птиц, коней. Обращает внимание на блюдо, разделочные доски, украшенные городецкой росписью. Спрашивает, из каких частей состоит узор, какие изображены цветы: простые или сказочные. Предлагает нарисовать городецкий узор на светло-желтой полосе. Спрашивает, почему полоска такого же цвета (городецкие мастера расписывают вещи, сделанные из дерева). По окончании работы дети любуются узорами. После того как краска высохнет, полоску сворачивают в виде стаканчика и склеивают. Дети видят узор в объемной форме. Эту работу можно сделать вне занятия.
Лепка. «Матрешки»
Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска, лепить матрешки, разные по величине, составлять из них хоровод, использовать дополнительные детали (цветные полоски — юбочки).
Материал. Глина, дощечки, полоски разного цвета.
Предварительная работа. Игры с матрешками.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям матрешки, расставляет их по величине, читает стихи С. Маршака «Матрешки». Предлагает вылепить несколько матрешек и поставить их в веселый хоровод. Дети могут дополнить фигурки яркими поясочками, юбочками; стекой намечают глаза, рот. В другом варианте этого занятия можно предложить детям, сидящим за одним столом, вылепить разных по размеру матрешек и расставить их вокруг силуэта вырезанной елочки или поставить на коврик, нарисованный фломастерами.
Аппликация. «Рыбки плавают в водице»
Программное содержание. Развивать у детей умение композиционно располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одну за другой, учить вырезывать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза), по желанию дети могут вырезывать водоросли, -камешки.
Материал. Бумага голубого тона, цветная для вырезывания, фломастеры.
Предварительная работа. Наблюдение за рыбками, уход за ними. Вырезывание в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Педагог обращает внимание детей на аквариум, предлагает рассмотреть рыбок, сказать, какого они цвета. Затем показывает их изображение на картинке, просит обвести жестом контур. Спрашивает, можно ли вырезать рыбок, предлагает кому-либо показать приемы вырезывания. Дети самостоятельно выполняют, работу и помещают своих рыбок в аквариум (лист голубого цвета), по-разному группируют силуэты.
Лепка. Барельеф «Рыбки»
Программное содержание. Учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полуобъемное изображение, использовать стеку для отделки формы.
Материал. Глина, дощечки, стеки, игрушки, песочные формы. Предварительная работа. В экскурсиях по городу обращать внимание на барельефное изображение на стенах зданий. Рассматривание иллюстраций. Методика проведения занятия. Педагог показывает барельефное изображение рыбки на песочной форме. Дает детям почувствовать рукой выпуклую поверхность формы. На глиняной пластинке ребята самостоятельно делают барельефное изображение, располагая его в разном плане (по горизонтали, вертикали). Стекой передают чешуйки, плавники, глаза, водоросли, камешки. В конце занятия дети рассматривают работы.
Рисование. «Наш аквариум»
Программное содержание. Вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, изобразить рыбок, рисовать плавным движением кисти овальную форму (конурой или закрашивая контур), добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов (голубой цвет воды и ярко-оранжевый, красный — рыбок).
Материал. Бумага голубого цвета альбомного формата, краски гуашь, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание работ по аппликации, лепке, иллюстраций.
Методика проведения занятия. Дети вместе с воспитателем вспоминают, каких они рыбок лепили, вырезывали из бумаги. Несколько работ можно расположить на стенде. Затем им предлагают нарисовать на своем аквариуме (тонированном листе бумаги) плавающих рыбок. Дети рисуют контуром, закрашивают его. Воспитатель напоминает, что рыбки живут среди зеленых водорослей, камешков. Изогнутые линии зелени каждый ребенок рисует плавным движением кисти. По окончании работы воспитатель спрашивает, где рыбки переданы так, что они весело плавают, резвятся. Предлагает сравнить аппликацию, лепку и рисунок. Этот прием помогает детям увидеть особенности каждого способа изображения.
Лепка. По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей умение придумывать содержание, передавать фигурки любимых персонажей (однудве фигурки в соответствии с замыслом), уметь пользоваться стекой.
Материал. Глина, дощечки, стека.
Предварительная работа. Беседы с детьми, игры с игрушками, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вылепить то, что им особенно хочется. К заданию для каждого педагог подходит дифференцированно. Кто недостаточно владеет приемами лепки, советует выбрать наиболее простые по форме предметы, например вылепить посуду для кукол. В работе воспитатель обращает внимание детей на обработку поверхности формы, подсказывает, какие детали надо выделить стекой (чешуйки у рыбки, шерсть у собачки и т.д.).
Тематическое занятие. «Чтобы ты подарил другу на день рождения?»
Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать знакомые предметы разными способами: графическим, пластическим, силуэтно-декоративным, использовать умения, полученные в рисовании, лепке, аппликации.
Материал. Бумага цветная, белая разного формата, краски, карандаши, цветные мелки, пластилин, ножницы.
Предварительная работа. Игры с игрушками. Рисование, лепка, аппликация в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель говорит, как приятно что-нибудь подарить своему другу в день его рождения, но лучше, если сделать этот подарок своими руками. «Этим подарком может быть рисунок, лепка или картинка, сделанная аппликативно,— говорит педагог.— Подумайте, кто что хочет сделать, и выберите тот материал, который вам больше нравится». Дети подходят к столу и выбирают материалы, приступают к работе. Воспитатель индивидуально помогает каждому в выборе темы, материала, напоминает о качестве выполнения работы: «Подарок должен понравиться, надо постараться работать аккуратно». Закончить работу дети могут в свободное от занятий время.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011