Когнитивное развитие дошкольника Рисование. «Узнай, какого это цвета»
Программное содержание. Развивать у детей умение передавать одним цветом предметы окружающего, видеть красоту в очертаниях форм, уметь создавать образ графическим способом.
Материал. Бумага в половину альбомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа. Рассматривание альбомов для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель дает каждому ребенку лист бумаги в половину альбомного формата, 1/3 листа отделена (на ней не рисуют, эту часть можно отогнуть). На каждый лист наклеен силуэт карандаша одного цвета. Дети должны выбрать из коробки соответствующий цвет карандаша, придумать и нарисовать то, что бывает этого цвета (фрукты, овощи, цветы, животные, птицы; см. цветные рисунки).
Лепка. «Вылепим то, что нарисовали»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, связать тему рисования с лепкой, предложить детям слепить те формы, которые они изобразили в рисунке.
Материал. Глина, дощечки, детские рисунки.
Предварительная работа. Рассматривание рисунков, альбомов для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вновь рассмотреть свои рисунки и слепить то, что они рисовали. Рассмотреть работы, выбрать интересные по форме.
Аппликация. «Вырежь и наклей то, что нарисовал, слепил»
Программное содержание. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать и выбирать наиболее интересные формы для вырезывания, использовать прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (фруктов, ягод, простых предметов).
Материал. Цветная бумага. Листы альбомного формата, клей, кисти.
Предварительная работа. Рассматривание рисунков, работ по лепке.
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, что они рисовали, лепили, и просит их выполнить работу аппли-кативно (вырезать и наклеить). Обращает внимание на цвет бумаги (вырезывать предметы из одного цвета бумаги), технику вырезывания овальной, круглой формы (веточки у яблока, груши, ягод можно дорисовать фломастером).
Декоративное рисование. «Придумай узор»
Программное содержание. Закреплять у детей умение составлять узор из предметов, форм, изображенных в рисунке, закрашивать фон, рисовать узор цветным карандашом (усиливать или ослаблять нажим).
Материал. Рисунки, цветные карандаши.
Предварительная работа. Рассматривание узора на предметах.
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей нарисовать узор, подумать, какой можно составить орнамент из тех предметов, которые они изображали в рисунке, лепке, аппликации. В конце занятия воспитатель предлагает рассмотреть узоры.
Лепка. Барельеф
Программное содержание. Развивать у детей воображение, наблюдательность, умение сравнивать разные способы изображения: объемный (в лепке), полуобъемный (в барельефе), использовать приемы налепа небольших кусочков глины.
Материал. Работы по лепке, глина, глиняные пластинки.
Предварительная работа. Экскурсии по городу, рассматривание лепных украшений на зданиях. Игры с песочными формами.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает иллюстрации зданий, где есть лепные украшения. Предлагает рассмотреть свои работы по лепке (они на столе у каждого), выполненные ранее, и подумать, как можно изобразить их по-другому. Показывает приемы налепа на глиняную пластинку. Дети выполняют эту работу. В конце рассматривают, что получилось.
Рисование. «Густой, дремучий лес»
Программное содержание. Учить детей передавать разные по строению, форме деревья, кусты (старые деревья с толстым стволом, изогнутые, наклонные и т.д.), использовать разные приемы рисования кистью (широким мазком, пятном, концом кисти).
Материал. Иллюстрации, листы бумаги альбомного формата, краски.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книге «Три медведя».
Методика проведения занятия. Воспитатель спрашивает детей, какой лес называют дремучим, густым, в каких сказках рассказывается о таком лесе. Дети называют сказки, например «Три медведя», «Маша и медведь» и др. Педагог предлагает нарисовать дремучий лес, в котором можно заблудиться. Показывает две иллюстрации с изображением леса: на одной — деревья расположены редко, на другой — толстые стволы, неба не видно. Спрашивает, какой лес можно назвать дремучим и почему. Дети рисуют самостоятельно. В конце рассматривают рисунки. Воспитатель спрашивает, в каком лесу могут жить три медведя.
Лепка по сказке (коллективная). «Три медведя»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, воображение, уметь передавать сказочные образы трех медведей, связать содержание лепки с образом дремучего леса, передавать разные по величине фигуры в движении (медведи идут), дополнять отдельными деталями (в лапах корзинки с грибами).
Материал. Рисунки леса, глина, дощечки, стеки.
Предварительная работа. Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций книги.
Методика проведения занятия. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки дремучего леса и предлагает представить, что из него выходят три медведя. (Как их звали? Какого они были роста?) Предлагает лепить из целого куска фигуру медведя. Один лепит большого медведя, другой — медведя поменьше, третий — Мишутку. Стекой дети изображают мохнатую шерсть. Четвертый ребенок лепит разные по величине корзинки, палку для Михаила Ивановича и Настасьи Петровны. В результате за каждым столом рассаживается подгруппа из четверых детей, которые лепят общую композицию «Три медведя идут по лесу». В конце дети рассматривают работы, выбирают, какие медведи получились .выразительнее. Лепку можно распол9жить на фоне рисунков дремучего леса (это создает впечатление, что медведи действительно вышли из леса).
Рисование. «Дует сильный ветер»
Программное содержание. Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, замечать, как ветер наклоняет стволы и ветки деревьев, передавать это в рисунке, использовать различные материалы (цветные карандаши, пастель).
Материал. Бумага в половину альбомного листа, карандаши, пастель.
Предварительная работа. Наблюдение деревьев в ветреную погоду. Рассматривание альбома для раскрашивания.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям две иллюстрации, на которых изображены деревья в тихую погоду и ветреную. Просит сказать, в чем разница, как художник передает состояние погоды и положение деревьев. Затем показывает 3—4 рисунка детей и спрашивает, видно ли на этих рисунках, что нет ветра или он сильно дует. Предлагает детям нарисовать деревья в очень ветреную погоду. Дети рисуют самостоятельно. Воспитатель индивидуально подсказывает детям, что можно нарисовать листья, которые ветер срывает с деревьев, они кружатся в воздухе. По окончании все работы устанавливаются на стенде, дети их рассматривают, сами дают оценку каждому рисунку.
Аппликация (коллективная). «Избушка, в которой жили три медведя »
Программное содержание. Развивать у детей творческое воображение, связывать содержание с образами, переданными в рисунке и лепке, вырезывать из бумаги путем закругления полоски (бревна), сложить из них избушку (вырезать окно, ставни).
Материал. Выкройки избушек, бумага для окон, ставен, крыши.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в книге Л. Толстого «Три медведя». Рисование и аппликация вне занятий. Показ диафильма «Три медведя», чтение сказки.
Методика проведения занятия. Дать детям выкройку избушки, сложить ее по сгибам, чтобы избушка стояла. Наклеить на выкройку полоски (бревна). За каждым столом дети делают избушку: одни вырезывают бревна, другие — окно, ставни. В конце дети выбирают, в какой избушке с удовольствием будут жить три медведя.
Лепка. «Что было в избушке трех медведей?»
Программное содержание. Учить детей умению дополнять образы сказки новыми предметами, развивать воображение детей, лепить стол, стулья и посуду (создавать разные по размеру предметы).
Материал. Рисунки, аппликация, глина, дощечки.
Предварительная работа. Чтение и рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям вылепить стол и стулья, которые можно поставить в избушке, на стол — посуду. Напоминает, каких размеров надо вылепить мебель и посуду для трех медведей. Работа вновь распределяется по столам. Затем дети за каждым столом составляют единую композицию: рисунки дремучего леса — фон, избушка, в ней стол, стулья и посуда разного размера, рядом с избушкой располагаются фигурки медведей. Воспитатель говорит, что все дети интересно потрудились, можно рассказать сказку и даже показать ее малышам.
Тематическое занятие. «Осенний парк»
Программное содержание. Воспитывать у детей любовь к природе, желание передать ее красоту в рисунке, аппликации, учить сравнивать разные способы изображения (живописный, графический и силуэтный).
Материал. Репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», С. Герасимова «Октябрь», иллюстрации в книгах о природе, бумага альбомного размера, краски, цветная бумага для вырезывания.
Предварительная работа. Наблюдение природы. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель обращает внимание детей, как по-разному художники изображают природу: мазками, рисуя красками; линиями, рисуя карандашом; силуэтом в аппликации. Предлагает прочитать стихи об осени. Затем дети по желанию выбирают материал для изображения и выполняют картинку «Осенний парк». Воспитатель напоминает, что можно по-разному изобразить деревья, кусты. В конце занятия все рисунки и аппликации расставляют на стенде. Сравнивают, какие деревья более похожи на осенние, более выразительны по очертаниям, форме.
Читайте также:
Просмотрено: 0 раз 12 января 2011