План занятий по изобразительному искусству на сентябрь для детей 5-6 лет

Программное содержание. Развивать у детей замысел, вообра­жение, лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды. Материал. Картинки грибов, глина, дощечки, корзинки. Предварительн

Рисование. «Что такое лето?»
Программное содержание. Вызвать у детей воспоминания о лете, развивать замысел, передавать свои впечатления, использовать различные приемы рисования кистью (всей кистью, концом, примакиванием, закрашиванием в одном направлении).
Материал. Бумага альбомного формата, краски разных цветов.
Предварительная работа. Беседы о лете. Рассматривание иллюстраций в книгах.
Методика проведения занятия. Педагог предлагает’ детям вспоминать наиболее яркие впечатления лета, где они были, чем им особенно понравилось лето (сбором грибов, ягод, купанием в реке, прогулками в поле и т.д.). Затем просит каждого нарисовать о лете. В конце занятия все рисунки рассматривают на стенде. Дети рассказывают по рисункам о том, чем им понравилось лето.

Лепка. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, воображение, лепить из целого куска глины разные по форме грибы, ягоды.
Материал. Картинки грибов, глина, дощечки, корзинки.
Предварительная работа. Рассматривание муляжей. Провести подвижную игру «У медведя во бору».
Методика проведения занятия. Воспитатель просит детей вспомнить игру. Предлагает сказать, что такое бор, объясняет, если дети не знают, просит вылепить грибы, ягоды, а потом поиграть в эту игру. Показывает на картинке разные по форме грибы. Дети лепят их. Берут корзиночки и складывают в них свои работы (грибы, ягоды). В заключение дети играют в игру «У медведя во бору».

Аппликация. «Угадай, что это»

Программное содержание. Развивать у детей воображение, уметь вырезывать из бумаги овальные формы, разные по величине (грибы), составлять несложную композицию, дополнять изображение деталями (например, вырезать жучка, бабочку и т. д.).
Материал. Работы по лепке, бумага в четверть или половину альбомного листа, цветная бумага, формы.
Предварительная работа. Игры с грибками. Печатание на песке. Лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения занятия. Воспитатель загадывает загадку: «Стоит Антошка на одной ножке, сквозь землю прошел — крас-ну шапочку нашел». Когда дети отгадают, он просит посмотреть на грибы, которые они слепили на прошлом занятии, и узнать, как они называются. «Грибы можно не только слепить, но и вырезывать из бумаги»,— говорит педагог и предлагает детям вырезывать формы шляпок, ножек грибов. В зависимости от умений каждый ребенок вырезывает 2—3 гриба, траву. По желанию те, кто быстро выполнит работу, дополняют аппликацию (вырезывают бабочку, жучка). Свои работы дети ставят на стенд. Воспитатель спрашивает, какие грибы больше похожи на настоящие и почему.

Лепка. «Собираем урожай овощей»
Программное содержание. Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе, лепить разные по форме овощи (округлые, удлиненные), передавать их характерные признаки.
Материал. Глина, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание овощей.
Методика проведения занятия. Прочитать детям стихотворение С. Маршака «Овощи», спросить, о каких овощах говорится в стихотворении, какие овощи купила хозяйка на базаре. Предлагает их слепить из глины так, чтобы узнать, где свекла, морковь, картошка. В заключение дети рассматривают работы, сравнивают и различают их по форме. Снова повторяют стихотворение «Овощи».

Рисование. «Осенний лес»
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать разные по форме и строению деревья, располагать изображение на широкой полосе или на всем листе, уметь рисовать разными приемами (концом кисти, всем ворсом, пятном, мазками).
Материал. Бумага альбомного формата, краски.

Предварительная работа. Наблюдение природы. Прогулки в лес. Рассматривание иллюстраций.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям прочитать стихи А. Плещеева «Осень наступила…». Спрашивает, нравится ли им осень, почему. Предлагает назвать, какие деревья можно нарисовать в лесу, как изобразить лес осенним. Все рисунки рассматривают на стенде, воспитатель вместе с детьми определяет, в каком лесу хорошо побродить, собрать грибы.

Лепка. «Кто живет в осеннем лесу?»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, учить передавать характерные признаки животных, использовать приемы лепки из целого куска. Материал. Рисунки осеннего леса, цветной пластилин, дощечки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций. Игры с игрушками. Рисование и лепка вне занятий.
Методика проведения занятия. Наклеенные на картон в виде ширмы 5—6 рисунков ставят на стол или располагают на стенде. Детям предлагают внимательно посмотреть и послушать, не идет ли кто в лесу, не пробегает ли по лесу, тихо в лесу или нет. «Может быть, кто спрятался вон там, за елкой? — говорит педагог, показывая на рисунок.— Каких зверей можно слепить, которые живут в этом лесу? (Зайчика, ежика, белку, лисичку, медведя.) Ежу можно слепить яблоки, зайчику морковку». Дети приступают к лепке. Вылепленные фигурки располагают перед ширмой. В качестве подставки (земли) можно использовать лист бумаги коричневато-серого цвета. На нем хорошо положить тонкие небольшие осенние листья.

Аппликация. «Машины везут урожай с полей»
Программное содержание. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, вызывать желание трудиться, передавать свои впечатления о труде взрослых, уметь составлять несложный сюжет (вырезывать и наклеивать машину из частей, дорисовывать карандашами или фломастерами фрукты, овощи).
Материал. Бумага в половину альбомного листа, цветные полоски, квадраты, ножницы.
Предварительная работа. Наблюдение машин, везущих овощи, фрукты. Рассматривание картинок. Игры с машинами.
Методика проведения занятия. «Радостное время года — осень!— говорит педагог.— Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах и огородах люди. Дети тоже им помогали. Что собирают осенью? Как перевезти богатый урожай с полей, садов? Для этого требуется много машин. Сегодня мы будем возить урожай с полей. Сами сделаем машины, нагрузим их овощами, фруктами». Дети вырезывают из частей машину (кузов, кабину, колеса). Овощи, фрукты, шофера в кабине дорисовывают. Все работы ставятся на стенд, получается колонна машин, которые везут урожай с полей, садов в город. Дети рассказывают, какая машина что везет.

Тематическое занятие. «Что можно купить в овощном магазине?»
Программное содержание. Развивать у детей интерес к окружающему, уметь передавать предметы разной формы, использовать приемы рисования, лепки, аппликации для изображения овощей, фруктов, делать постройку из строительного материала.
Материал. Бумага в четверть альбомного листа, цветные формы (для аппликации), пластилин, коробочки для овощей, фруктов.
Предварительная работа. Экскурсия к овощному магазину. Рассматривание иллюстраций. Игры с песочными формами.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям для игры в «магазин» слепить овощи, фрукты разной формы (шарообразной, овfkmной, конусообразной и др.). Спрашивает, что надо сделать, чтобы люди быстро узнали, что продается в этом магазине, уточняет, что нужна витрина. Ее можно выполнить способом аппликации (вырезать и наклеить овощи, фрукты). А можно и нарисовать витрину. Предлагает двум группам детей (по двое) сделать витрину (одну — нарисовать, другую — выполнить аппликативно). Четверо детей строят магазин, а остальные лепят из цветного пластилина овощи и фрукты (по желанию). В конце занятия помещают витрину у входа в магазин, раскладывают по ящикам (коробкам) овощи, фрукты. Игра в «магазин» проводится с детьми в свободное от занятий время.

Развитие и воспитание дошкольников