План занятий по изобразительному искусству на ноябрь декабрь для детей 2-3 лет

Предварительная работа. Игры с игрушками (неваляшка, сне­говик). Рисование на снегу, печатание форм из снега. Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям снова рассмотреть рису

Лепка. «Кто живет в избушке?»
Программное содержание. Вызывать у детей желание лепить, чтобы получилась избушка, раскатывать комочек глины прямыми движениями ладоней.
Материал. Книжка-игрушка «Петушок — золотой гребешок», игрушка петушок, глина, дощечки.
Предварительная работа. Прочитать детям потешки про петушка. Рассмотреть картинки.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям книжку-игрушку «Петушок — золотой гребешок», спрашивает, где он живет. Дружно построили избушку котик с петушком. Предлагает детям слепить бревнышки, сделать из них избушку для петушка. Показывает, как раскатывать комочки. Когда дети слепят столбики, воспитатель складывает избушку, ставит рядом игрушку петушка (см. форзац в начале книги).

Рисование. «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
Программное содержание. Создавать у детей интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем, ритмично располагать мазки в определенных частях листа бумаги (на земле, деревьях).
Материал. Мольберты (2—3), листы бумаги, на которых аппли-кативно изображены деревья, белая земля, дома, краски (гуашь белая), кисти, фон бумаги (бежевый, серый, розовый).
Предварительная работа. Понаблюдать на прогулке деревья на участке. Рассмотреть картинки о зиме.
Методика проведения занятия. Воспитатель читает детям стихи В. Антоновой:
На полянку, на лужок Улеглись снежинки,
Тихо падает снежок. Белые пушинки.
Предлагает рассмотреть панораму, где снега нет (ни на деревьях, ни на домах). Ритмичными мазками просит нарисовать белый снежок. После этого дети вместе с педагогом рассматривают картину: «Как стало красиво, везде лежит снег». Воспитатель вновь читает стихи.

Лепка. «Мы скатаем снежный ком»
Программное содержание. Учить детей раскатывать комок круговыми движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика, находить сходство с ним.
Материал. Рисунки, наклеенные в виде ширмы, глина или пластилин, дощечки.
Предварительная работа. Игры с игрушками (неваляшка, снеговик). Рисование на снегу, печатание форм из снега.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям снова рассмотреть рисунки, где был изображен снежок: «Вот какой выпал снежок, а мы сегодня слепим из него комочки». Показывает, как круговыми движениями слепить комочки и соединить их. Предлагает детям лепить. Если получится фигурка снеговика, поставить ее перед фоном рисунков о зиме. Рассмотреть вместе с детьми, какие получились комочки.

Рисование. «Украсим матрешкам сарафаны»
Программное содержание. Вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, ритмично наносить мазки на силуэт сарафана.
Материал. Силуэты матрешек, краски разных цветов, мольберт.
Предварительная работа. Рассмотреть игрушки матрешки, книжку «Матрешки» С. Маршака.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям две-три фигурки матрешек в ярких сарафанах. Предлагает каждому украсить сарафан своей матрешки. На столы дает краску разных цветов: если сарафаны красные, краска зеленая, если синие, краска желтая и т. д. Поощряет стремление детей самостоятельно украсить матрешку.
Занятие можно провести по-другому. Дети украшают мазками разных цветов листы бумаги. Когда кpacкa высохнет, воспитатель накладывает на лист сарафанчика, вырезанного из другого цвета бумаги. Дети сразу воспринимают мазки как узор на платье (сарафане).

Рисование. «Зажжем огоньки»
Программное содержание. Учить детей ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов, замечать, где темно, а где светло.
Материал. Бумага альбомного формата (темно-синего, черного тона), краски
(красная, оранжевая, желтая), кисти.
Предварительная работа. Во время прогулки понаблюдать, как зажигаются огни в темных окнах домов.
Методика проведения занятия. Воспитатель обращает внимание детей на темный фон бумаги: «Ничего не видно, нет ни одного огонька». Предлагает нарисовать (зажечь) много огоньков, сразу станет светлее. Поощряет желание детей самостоятельно действовать кистью и рисовать огоньки в разных местах листа бумаги.

Лепка. По замыслу
Программное содержание. Развивать у детей желание лепить, находить сходство с предметами, персонажами, использовать полученные умения.
Материал. Глина (пластилин), дощечки.
Предварительная работа. Игры с шариками, пирамидками, матрешками. На прогулке узнавать по очертаниям сугробов, на что они похожи.
Методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям слепить кто что хочет. Помогает некоторым детям раскатывать
комок в ладонях, использует знакомые приемы (сдавливание, сплющивание). В конце занятия вместе с детьми рассматривает работы, угадывает, на что похоже изображение, созданное ребенком.

Рисование. «Огни в окнах домов»
Программное содержание. Развивать у детей замысел, узнавать изображение домов, мазками контрастных цветов ритмично зажигать огоньки в окнах.
Материал. Два мольберта, две картины-панорамы (50X70 см), краски (желтая, белая, красная, голубая), кисти.
Предварительная работа. Рассматривать иллюстрации вечерней улицы. На прогулке наблюдать, как загораются огни в окнах домов.
Методика проведения занятия. Воспитатель показывает детям рисунки с огоньками, которые они выполняли на предыдущем занятии. Сравнивает их с большой картиной-панорамой (на ней аппликативно изображены разные по высоте дома). Показывает, как с помощью кисти и краски зажечь огоньки в окнах домов. Предлагает детям рисовать на общей картине в определенных местах (в окнах домов). Полюбоваться, как стало весело, светло.

Развитие и воспитание дошкольников