Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 1,5—2 лет

Для того чтобы воспитатель мог успешно руководить изобра­зительной деятельностью маленьких детей, он должен знать, как происходит становление и первоначальное развитие этой деятель­ности. В

Для того чтобы воспитатель мог успешно руководить изобразительной деятельностью маленьких детей, он должен знать, как происходит становление и первоначальное развитие этой деятельности. В дошкольных учреждениях с детьми второго года жизни не проводятся занятия рисованием, лепкой. Однако подготовительный этап к последующей изобразительной деятельности проходит именно в этом возрасте. Из дневников родителей, наблюдений исследователей мы узнаем, что на втором году жизни ребенок проявляет большой интерес к действиям карандашом. Чаще всего это объясняется его стремлением к подражанию. Малыш просто играет карандашом как палочкой или стучит им по бумаге. Звук от стука карандаша, движение по листу заинтересовывают ребенка. Если карандаш попадает ему в руки, ребенок неумело двигает им по бумаге, заходит за пределы листа, много раз повторяя однообразные несогласованные движения. У детей еще нет преднамеренности в процессе изображения, их привлекает само действие с материалом: бумагой, карандашом.
Маленький ребенок проявляет большой интерес к ярким по цвету картинкам, игрушкам. С этой целью воспитатель может использовать книжки-игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно изображен главный персонаж и отсутствуют многочисленные детали, отвлекающие внимание малыша. Процесс восприятия картинок, иллюстраций проходит живо, эмоционально, если воспитатель сам проявляет интерес к этому: использует потешки, стихи, песенки.

Постепенно от процесса рассматривания готовых изображений воспитатель подводит детей к самостоятельному рисованию. Педагог может провести занятие с небольшой группой (2—3 детей). В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, воспитатель рисует домик, а дети цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. При этом используется метод «пассивных движений», т. е. воспитатель обхватывает руку ребенка, в которой тот держит карандаш, и направляет движение карандаша по бумаге. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ, хотя с воспитателем рисуют 2—3 детей, остальные с интересом наблюдают, как полу-получается то или иное изображение.

Во время рисования можно использовать вырезанные из бумаги
силуэты животных и включить их в процесс создания рисунка. Например, педагог нарисовал елочку и предложил ребёнку нарисовать дорожку, по которой поскачет зайка. После того как малыш нарисует, ему предлагают взять силуэт зайчика и показать, как зайчик скачет по дорожке к елочке. Такие занятия развивают у детей образное восприятие, речь, мышление. Воспитатель старается своими вопросами активизировать и направлять действия ребенка: «Куда поедет машина?», «Под какую елочку спрячется зайчик?» и т. д.
К двум годам у некоторых малышей в рисунках появляется преднамеренное изображение. Они с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают им конкретное название («дом», «кошечка», «собачка», «самолет» и т. п.).

Во второй половине года педагог может показать детям действия с другим материалом — глиной. Процесс лепки требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним-двумя детьми). Воспитатель показывает, как изменить комок глины, нажимая на него ладонью, пальцами. Обычно у детей быстро возникают ассоциации и они называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой» и т. д. Воспитатель предлагает ребенку повторить эти действия, поощряет стремление поиграть с, вылепленной формой. Во время лепки хорошо использовать небольшие по размеру игрушки (белочку, мишку, зайку, матрешку), которых дети с удовольствием угощают.

Желательно провести сравнение конечных результатов работы: «Какие яркие шарики нарисованы карандашами, а эти шарики вылеплены из глины». Воспитатель предлагает ребенку показать, где шарик нарисован, а где выполнен из глины, просит малыша взять вылепленную форму, прокатить по дощечке. При этом педагог говорит: «Шарик круглый, его можно покатать». Обращает внимание на рисунок: «А этот шарик нарисован, с ним нельзя играть».
Маленьких детей увлекает, если изобразительная деятельность будет проходить в новых, необычных условиях. Так, во время прогулки воспитатель рисует палочкой на земле или снегу. Здесь же разворачивается игровая ситуация — детям предлагают войти в нарисованный на земле домик или поехать в нарисованной машине. С помощью разнообразных форм малыши печатают на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.

Целесообразно в этой группе иметь небольшой фланелеграф, на котором дети с помощью воспитателя выкладывают готовые силуэты. Ограниченная плоскость фланелеграфа может служить полянкой (светло-зеленый цвет фланели), на которой гуляют цыплята, или аквариумом (голубой фон фланели), в котором плавают рыбки, и т. д. Постепенно дети учатся сами ориентироваться на плоскости, располагая силуэты выше, ниже, рядом.
Для того чтобы проводить игры-занятия по рисованию, лепке во второй группе раннего возраста, воспитатель должен хорошо знать особенности психического развития каждого ребенка, внимательно
следить за процессом рисования, напоминать ребенку, что карандаш надо держать в правой руке, не размахивать им. Такие занятия кратковременны (по 4—5 мин).

Таким образом, учитывая особенности изобразительном деятельности детей второго года жизни, надо воспитывать у них интерес к рисованию, лепке; поощрять желание рисовать цветными карандашами на бумаге; способствовать возникновению простейших изображений; находить сходство очертаний с предметами окружающего; развивать координированные движения рук в процессе рисования карандашом и работы с глиной.

Платья от Larisa Fashion оптом в Бишкеке без посредников.

Развитие и воспитание дошкольников