В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе
литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
Сказки.
В соответствии с программой в течение года воспитанников знакомят с двенадцатью сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики»,- «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказки народов мира «Фея» (французская), «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словацкая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева.
Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их воспитателю нелегко.
Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному. Рассмотрим приемы, которые оказались наиболее эффективными (могут применяться и непосредственно перед занятием, и за несколько дней до него):
- Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность,— отдельно рисунки художников к этому произведению (их можно найти в авторских альбомах художников или в специальных наборах иллюстраций к народным сказкам). Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия педагог, расспрашивает воспитанников об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.
- Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.
- Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие». И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить («У кота усы, у тигра.- —усищи, у кота лапа, у льва? —лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу — герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»,— рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав»,— и читает сказку.
- Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием — «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отвечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.) «Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало»,— предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению. Мебель для магазинов одежды на заказ в Бишкеке от лучших производителей.
В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен. Практика показывает, что во втором полугодии дошкольники, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для старшей группы можно рекомендовать следующие присказки:
Лиса по лесу ходила, Как кот в печи пироги печет,
Звонки песни выводила, Кошка у окошка рубашку шьет,
Лиса лычки драла, Поросенок в ступе горох толчет,
Лиса лапотки плела. Конь у крыльца в три копыта бьет,
Это еще присказка, а Уточка в сапожках избу метет.
сказка дальше пойдет.
Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
Так они живут,
Пряники жуют,
Медом запивают,
Нас в гости поджидают.
И я там был,
Мед, пиво пил,
По усам бежало,
В рот ни капли не попало.
Или концовкой из сказок А. С. Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Те же присказки можно использовать, читая детям сказки во внеурочное время. Целесообразно повторять их и на занятиях по звуковой культуре речи, предлагая воспитанникам назвать слова с определенным звуком. Все это поможет детям запомнить присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.
После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Необходимость в такой беседе очевидна. Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечал, что произведение искусства выступает перед ребенком как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным. Это высказывание целиком относится и к произведениям художественной литературы. В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой — это прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.